Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

11.02.2008

На пути к «одному окну»

Автор: Татьяна Ильина

Фото: Алексей Смирнов

 

Прописаться, выписаться, получить консультацию «не отходя от кассы» - скоро это станет реальностью


 

Летом в поисках единой квитанции на услуги ЖКХ автора занесло в Кемерово. Удивительно, но во время разговора мои собеседники из муниципального управления единого заказчика ЖКУ задавали  больше вопросов, чем я им. «Как такое может быть, что человек вынимает из почтового ящика четыре разных платежки – за тепло, воду, электричество и жилищные услуги? Он что, должен идти платить за ЖКУ с целым ворохом бумаг? Выходит, и субсидии, и льготы чтобы оформить, надо к каждому на поклон сходить… Как вам обуви своей не жалко?», - недоумевали кемеровчане.

 

Свет в чужом «окне»

 

«Так ведь не хотят поставщики делиться информацией о том, сколько денег они взяли с населения, вот и создают свои базы данных, сами печатают квитанции… Коммерческая тайна, одним словом!» - посвятила я соседей в обыкновенные, казалось бы, вещи. Меня опять не поняли. Единая для всего города база данных – это необходимость. Ведь информация  прямиком поступает сюда из паспортного стола. Она самая полная, самая достоверная, потому что меняется практически в режиме реального времени – прописался кто, выписался или умер, нате вам, получите последние данные. Делают расчеты и печатают квитанции тоже здесь.

Самое главное – возникает возможность решить сразу несколько проблем потребителей. Во-первых, внедрить систему одного окна для расчета льгот и субсидий. Ходить по поставщикам не нужно – достаточно принести справку из соцзащиты, что ты имеешь право на льготу. Все остальное «пробьют» здесь же, по базе данных. А если в этой же связке работает и соцзащита, в единый расчетно-кассовый центр достаточно прийти с паспортом. Причем не к хвосту длинной очереди, а в один из многочисленных приемных пунктов ЕРКЦ (все равно в какой!), где в том числе примут плату за ЖКУ. Да, да, необходимость идти на почту или в банк и стоять вместе с теми, кто пришел погасить кредит или решить другие вопросы, попросту отпадает.

Во-вторых, начинает работать система одного окна и в сфере учета миграции населения. Быстрое оформление справок, прописки-выписки  реально в этих же пунктах. И, наконец, в-третьих, что вызывает надежду у населения и настораживает жилищно-коммунальные предприятия: появляется возможность контроля властью денежных потоков за ЖКУ. А следовательно, и защиты потребителей. Возьмем, например, печальное и, увы, распространенное явление, когда управляющая компания собирает с жителей деньги за услуги, а по адресу их не передает: не получают свою часть те, кто обслуживает лифты, вывозит мусор. Если компания отвечает еще и за коммуналку, приплюсуйте сюда долги перед поставщиками тепла, воды и электричества. Лифты встали, контейнеры переполнены, дом под угрозой отключения света. Хорошо еще, если найдется способ решить эту проблему, а если УК уйдет с рынка, с кого тогда спросить?

Или – выборы другой управляющей компании. Сколько сегодня войн из-за того, что УК не отдает документы на дом новому избранному предприятию! В случае если база данных по жителям одна на весь город и находится в руках муниципалитета, документы после формальной процедуры передаются преемнику.

Еще один «финиш»: отчеты. При прохождении информации о платежах жителей за ЖКУ через единый центр у власти и, главное, у собственников жилья будет возможность знать, сколько в действительности поступило средств с каждого дома на его ремонт, содержание и так далее. И соответственно потребовать отчет о расходовании собранных средств, выступить равноправным оппонентом в спорных вопросах. Что касается коммуналки, то, располагая данными, сколько денег получено поставщиками за свет, тепло и воду, можно более точно планировать суммы на ремонт муниципальных сетей. А также проверить правильность начислений за коммунальные услуги жителям Томска.

Административный рычаг? Безусловно. Но жилищно-коммунальные предприятия – это не банки, не магазины и не автомастерские. Это – огромный социальный сектор, а значит, нуждается в особом государственном контроле, а население - в особой защите. 

 

У начала - цвет солнца

 

Путь к единой базе данных со всеми вытекающими отсюда последствиями подсказали регионы, где такая система существует уже не один год. Впрочем, далеко и ходить не нужно – под боком с единой квитанцией живет Северск. В платежку единого расчетно-кассового центра включено все, начиная с потребленных гигакалорий, заканчивая платой за кабельное телевидение. В прошлом году курс на единый платежный документ взял и Томск, тем более что фундамент для строительства новой системы есть. В городе работает предприятие, которое обслуживает сегодня около полсотни компаний ЖКХ, а также более 70 товариществ собственников жилья. В МП «Единый расчетно-кассовый центр г. Томска» ежемесячно печатают до 300 тысяч квитанций.

Обслуживающие компании заказывают здесь печать платежных документов за жилищные услуги,  а ТСЖ и вовсе получают единую квитанцию, поскольку отвечают в том числе и за коммуналку. Кстати, товарищества более всех оказались в выигрыше, поскольку облегчили работу своим бухгалтерам: в ЕРКЦ делают полный расчет и начисление с учетом всех льгот и субсидий. При этом ежемесячно, чтобы в квитанцию не закралась ошибка, базу данных льготников без дополнительной платы сверяют с информацией  из соцзащиты. Ведь может случиться всякое: неправильно написанная фамилия, начисление денег совсем не по той льготе, которая назначалась, и другое. По городу таких моментов набирается немало, рождая в органах соцзащиты  огромные очереди.

В конце 2007-го в ЕРКЦ приступили и к печати первых коммунальных квитанций. «Томскводоканал» (сегодня МУП «ТЭК») вновь стал муниципальным предприятием, и производство платежных документов было передано в центр. Более того, сегодня в ЕРКЦ разработана новая форма квитанции  за воду, которая станет прототипом единого платежного документа за ЖКУ.

Ведутся переговоры о передаче базы данных с ТГК-11 и с «Энергокомфорт Сибирь». Кстати, первую квитанцию за тепло здесь выпустили в свет для потребителей котельной на Водяной. А скоро жители Черемошников получат и отпечатанную в ЕРКЦ желтую перерасчетную платежку.

 

Советские люди всегда впереди

 

Из 10 жилищных предприятий Советского района 9 уже заключили договоры с Единым расчетно-кассовым центром.  В Кировском договоры заключили 10 компаний из 19, в Октябрьском - 8 из 12. А работа, предупреждающая нарушения со стороны УК, ведется вовсю. При выборе жителями домов новых компаний те без проволочек получают данные с лицевыми счетами из ЕРКЦ.

Второй важный момент: городской департамент ЖКХ объединил Единый расчетно-кассовый центр с паспортными столами. По аналогии с Кемерово в нашем городе будут работать пункты, где можно заплатить за ЖКУ,  оформить прописку-выписку, собрать все необходимые документы на получение льгот и субсидий, получить справки по жилищно-коммунальным платежам. Всего их будет 14 – по два-три в каждом районе. Начали с  Советского: 1 февраля здесь открылись три пункта по адресам: ул. Сибирская, 109, ул. Тверская, 57, и ул. Герцена 72/4-б. Более того, здесь же в скором времени разместятся специалисты нового отдела департамента - по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Они помогут получить бесплатную консультацию юриста, советы, как действовать в споре с поставщиком услуг, в буквальном смысле не отходя от кассы.

- Единый расчетно-кассовый центр изначально задумывался не как предприятие с каким-то своим узким коммерческим интересом, - говорит директор ЕРКЦ Олег Тернов. – Эта структура нужна для того, чтобы поднять систему расчетов, а с ней и  жилищно-коммунальное обслуживание в целом на новый уровень. Возьмем обыкновенную квитанцию. Ее можно сделать такой, чтобы она устроила поставщика и оказалась совершенно непонятна потребителю. А можно сформировать единый прозрачный документ, к чему мы сейчас и стремимся. Такая установка влечет за собой, безусловно, перестройку всей расчетно-платежной системы с единой базой данных, внедрение «одного окна», правовую и социальную защиту населения в сфере ЖКУ, удобство при расчете.

Сегодня работа идет сразу в нескольких направлениях. В нее вовлекаются жилищные, коммунальные структуры, паспортные столы, соцзащита. Наконец, эту сферу затронуло техническое переоснащение. Причем речь идет не только о современном оборудовании (в ЕРКЦ установлены новые серверы и более мощный принтер), но и о другой форме оплаты для потребителя. Сейчас в рамках эксперимента жители, которые обслуживаются в УК «Северная», могут заплатить за услуги через мультикассы, а уже в скором будущем для этих целей можно будет использовать Интернет и мобильную связь. Поэтому вполне возможно, что 2008 год станет для Томска переломным на пути к созданию единого информационного поля.



Источник: ТОМСКИЙ ВЕСТНИК
Ссылка на источник: http://www.vesti70.ru/stats/print/?stats_id=13892


 К списку статей