Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

17.07.2007

Особенности проведения открытых конкурсов




Автор: Дмитрий Гордеев

На страницах журнала уже публиковались коммента­рии к Правилам проведения органом местного само­управления открытого конкурса по отбору управляю­щей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила), утв. постановлением Пра­вительства РФ от 06.02.06 № 75 "О порядке проведе­ния органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".

Для правильного применения этого постановления рассмотрим его отдельные узловые вопросы.

 Зачем нужны открытые конкурсы?

В отношениях по управлению многоквартирными домами Жилищный кодекс РФ ставит во главу угла собственников помещений. При управлении индивиду­альными жилыми домами приоритет их собственников не вызывает вопросов ни у органов местного само­управления (далее - ОМС), ни у самих собственников. При реализации выбранного способа управления мно­гоквартирным домом собственники помещений полу­чили право самостоятельно определять перечни, объе­мы и качество работ и услуг в отношении общего иму­щества. В результате такого выбора должны возникнуть прозрачные договорные или членские отношения. В случае, если собственники самостоятельно не выбра­ли или не реализовали один из предусмотренных спосо­бов управления домом, Кодекс прямо указывает на управление управляющей организацией, которая выбирается в порядке, установленном Правительством РФ. В результате конкурса собственники помещений заклю­чают прозрачные паритетные договоры управления многоквартирным домом и начинают понимать, что в их доме будет делаться управляющим и за какие день­ги. Через определенное время собственники помеще­ний и сами захотят влиять на перечни, объемы и каче­ство выполняемых работ и услуг. Они осознают возмож­ность самостоятельно влиять на размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поймут, что собст­венники помещений в соседних домах не позволят направлять свои средства на другие дома, что качество и цена зачастую неразрывно связаны с выбором кон­кретного исполнителя. Безусловно, иметь доступ к участию в конкурсе должны организации как муници­пальной, так и частной форм собственности, а также индивидуальные предприниматели.

В каких случаях должны проводиться открытые конкурсы?

Открытые конкурсы по отбору управляющих органи­заций - не разовая компания, проводимая с 1 января 2007 г. по 1 мая 2008 г., а постоянная обязанность ОМС, реализация которой зависит от наличия или отсутствия конкретных оснований.

Существуют три нормы, устанавливающие основания для проведения ОМС открытых конкурсов. Перечислим их в зависимости от последовательности возможного применения.

Проведение первых конкурсов. Часть 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.04 № 189-ФЗ "О вве­дении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) устанавливает

срок возникновения обязанности ОМС проводить от­крытые конкурсы (1 января 2007 г.) и срок, к которому все первые открытые конкурсы в муниципальном об­разовании должны быть проведены (1 мая 2008 г.). Эта норма также дает субъектам РФ право установить бо­лее поздние сроки начала и более ранние сроки окон­чания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований, не выходя при этом за пределы диапазона с 1 января 2007 г. по 1 мая 2008 г.

Проведение повторных конкурсов. Второе пред­ложение ч. 4 ст. 161ЖК РФ устанавливает, что открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого кон­курса, не выбран способ управления им или принятое решение о способе управления не было реализовано*. В этом случае не пролонгируется договор управления, заключенного по результатам открытого конкурса, а проводится новый конкурс, определяется новый по­бедитель, а собственниками помещений заключаются новые договоры управления этим многоквартирным домом.

Проведение конкурсов в будущем. Первое пред­ложение ч. 4 ст. 161 ЖК РФ устанавливает, что открытый конкурс проводится ОМС, если в течение года до дня его проведения собственниками помещений в много­квартирном доме не выбран способ управления им или принятое решение о способе управления не реализо­вано. Например, ранее был выбран способ управления ТСЖ (ЖСК). Несколько лет эта организация действова­ла, потом ее деятельность полностью прекратилась. Иной способ управления собственниками помещений на общем собрании не выбирался. Прошел год такого отсутствия реализации выбранного способа управле­ния, и у ОМС возникла обязанность провести открытый конкурс.

 

 В каких случаях субъекту РФ имеет смысл отло­жить срок проведения открытого конкурса?

Если субъект РФ не принял закон или иной норма­тивный акт о переносе срока начала проведения указанных конкурсов, то обязанности ОМС начать прово­дить конкурсы возникают с 1 января 2007 г.

Чем быстрее будут проведены открытые конкурсы, тем быстрее будут установлены экономические и пра­вовые отношения в той части многоквартирных домов, где не выбран или не реализован способ управления. Вытекающие из концепции Жилищного кодекса РФ отношения, возникшие в результате самостоятельного выбора и реализации способа управления, проведения открытых конкурсов, обеспечат паритет интересов по­требителей и исполнителей, а также прозрачность расчетов, будут способствовать повышению качества обслуживания.

До реализации решений общих собраний и открытых конкурсов такой паритет и прозрачность отсутствуют. До момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом согласно по­ложениям раздела VIII ЖК РФ, правоотношения по управлению многоквартирным домом не соответству­ют Жилищному кодексу РФ. Для стабилизации эконо­мических отношений Вводный закон (ч. 2 ст. 18) уста­навливает, что ранее возникшие обязательства орга­низаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до реализации в многоквартирных домах способов управ­ления по результатам общих собраний или открытых конкурсов.

Проведение открытых конкурсов требует большой организационной и технической работы. Чем больше времени будет у ОМС для проведения открытых конкур­сов (до 1 мая 2008 г.), тем качественнее удастся подго­товить конкурсную документацию, тем с меньшей на­грузкой будут работать конкурсные комиссии, тем бы­стрее в муниципалитетах состоится переход к отноше­ниям, соответствующим требованиям Жилищного кодекса РФ. Перенос срока начала проведения конкур­сов целесообразен только в тех муниципальных обра­зованиях, в которых в течение 2006 г. не проводилась подготовка к их проведению (например, из-за отсутст­вия квалифицированных специалистов).

Откладывание начала проведения конкурсов для предоставления возможности собственникам поме­щений выбирать способ управления своими много­квартирными домами не оправданно. Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время собственниками помещений на общем собра­нии. Имеются случаи переноса срока региональными

органами власти для консервации монополии госу­дарственных и муниципальных организаций жилищ­но-коммунального комплекса. На самом деле прове­дение открытого конкурса и заключение по его ре­зультатам договоров управления должны способст­вовать осознанию собственниками своих прав и обязанностей и реализации положений Жилищного кодекса РФ.

Рекомендации по реализации субъектами РФ пра­ва изменять сроки, установленные Жилищным кодек­сом РФ, приведены в пп. 3, 4 письма Департамента ЖКХ Минрегиона России от 26.03.07 № 5280-СК/07 "Об изменении жилищного законодательства Россий­ской Федерации".

Отличаются ли основания для проведения откры­тых конкурсов на основании указанных норм?

В части 1 ст. 18 Вводного закона, в первом и втором предложениях ч. 4 ст. 161ЖК РФ приведены практиче­ски тождественные основания для проведения открытых конкурсов (сравнительная таблица). Указанные осно­вания конкретизированы Правительством РФ в п. 3 Правил. Подробные рекомендации по квалификации наличия или отсутствия оснований для проведения ОМС открытых конкурсов приведены в письме Департамен­та ЖКХ Минрегиона России от 21.07.06 № 6301-РМ/07 "О подготовительной работе по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами".

Основания для проведения открытых конкурсов

Первые конкурсы (ч. 1 ст. 18 Вводного закона)

Повторные конкурсы (второе предложение ч. 4 ст. 161 ЖК РФ)

Конкурсы в будущем (первое предложение ч. 4 ст. 161 ЖК РФ)


 


"...если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управле­ния многоквартирным домом или при­нятое такими собственниками реше­ние о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано"

"...если до окончания срока действия
договора управления многоквартир­ным домом, заключенного по резуль­татам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе спо­соба управления этим домом не было
реализовано"           

"...если в течение года до дня прове­дения указанного конкурса собствен­никами помещений в многоквартир­ном доме не выбран способ управле­ния этим домом или если принятое ре­шение о выборе способа управления этим домом не было реализовано"


Сколько договоров управления многоквартир­ным домом должно быть заключено для того, чтобы способ управления управляющей органи­зацией можно было считать реализованным?

При выборе управляющей организации общим соб­ранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в нем за­ключается договор управления на условиях, указанных в решении данного собрания (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). В отличие от ч. 1 ст. 164 ЖК РФ для договора управления не установлено, что все или большинство собственни­ков помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Следователь­но, моментом совершения сделки является подписание договора управления с первым собственником поме­щения в многоквартирном доме на одинаковых для всех собственников помещений условиях, установленных решением общего собрания (ч. 1 и 4 ст. 162 ЖК РФ). В противном случае этот способ управления было бы невозможно реализовать на практике. Представляется, что под реализацией способа управления многоквар­тирным домом управляющей организацией реализо­ванным следует понимать возникновение у управляю­щей организации обязательств по управлению много­квартирным домом. В части 7 ст. 162 ЖК РФ указано, что если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.

Из разъяснений, приведенных в письме Департа­мента ЖКХ Минрегиона России от 20.12.06 № 14314 РМ/07 "О сроках возникновения обязанности присту­пить к управлению многоквартирным домом", следует, что выбранная или созданная собственниками поме­щений для управления многоквартирным домом в со­ответствии со ст. 162 ЖК РФ организация обязана приступить куправлению не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора управления домом с пер­вым собственником помещения в этом доме, если иное не установлено договором управления.

 

Могут ли ОМС принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с проведением открытых конкурсов?

ОМС могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, только в преде­лах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами федерального уров­ня, законами и иными нормативными правовыми акта­ми субъектов РФ (ч. 7 ст. 5 ЖК РФ). В свою очередь, органы государственной власти субфедерального уров­ня могут принимать законы и иные нормативные право­вые акты, регулирующие жилищные отношения, также только в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ и ч. 1 ст. 18 Вводного закона проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Иных оснований для регулирования порядка проведения конкурсов Жилищным кодексом РФ не предусмотрено. Вводный закон предоставляет субъектам РФ право устанавливать более поздние сроки начала и более ранние сроки окончания проведения конкурсов отно­сительно установленных этим федеральным законом.

Поскольку акты Правительства РФ могут устанавли­вать полномочия ОМС по регулированию жилищных от­ношений (ч. 7 ст. 5 ЖК РФ), ОМС вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с проведением открытых конкурсов, только в случаях, прямо указанных в Правилах, утвержден­ных постановлением Правительства РФ от 06.02.06 № 75. Принятие ОМС или регионами нормативных пра­вовых актов без указанных полномочий даже в случае кажущейся неопределенности федеральных правовых норм представляется неправомерным. Например, не­правомерно установление ОМС количества голосов, принадлежащих собственникам помещений в много­квартирном доме, являющегося порогом для признания нереализованным способа управления управляющей организацией. Превышением установленной действую­щим законодательством компетенции также следует признать установление ОМС порядка предоставления муниципалитету информации о проведенных собраниях И выбранном способе управления. ОМС также не могут |н.мулировать гражданско-правовые отношения по управ-мснию многоквартирными домами. Это будет противо­речить и ст. 3 ГК РФ, и подп. "о" ст. 71 Конституции РФ.

 

Имеет ли организатор конкурса право самостоя­тельно устанавливать перечень обязательных работ и услуг или для всех многоквартирных домов используется перечень, приведенный в приложении 2 к Правилам?

Согласно подп. 4 п. 41 Правил конкурсная докумен­тация, утверждаемая организатором конкурса, включа­ет "перечень обязательных работ и услуг, устанавливае­мый организатором конкурса в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных и технических пара­метров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, согласно приложению № 2". Существует точка зрения, согласно которой организатор конкурса может утвердить перечень обязательных работ и услуг только с тем перечнем, который содержится в приложе­нии 2 к Правилам. При этом упор делается на слове "согласно", примененном в значении "тождественно".

Такая позиция представляется необоснованной. Если бы Правительство РФ хотело автоматического воспроизведения того перечня, который приведен в приложении 2, то формулировка подп. 4 п. 41 Правил была бы примерно такой: "41. Конкурсная документа­ция, утверждаемая организатором конкурса, включает: 4) перечень обязательных работ и услуг в соответствии с приложением 2". Но Правительство РФ возлагает на организатора конкурса обязанность по утверждению перечня обязательных работ и услуг. Причем делать это надо не механически, а вдумчиво, в прямой зависимо­сти от таких факторов, как уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры многоквар­тирного дома, в т. ч. учитывая различные требования к объемам, качеству, периодичности каждой работы и услуги. Естественно, лифты, мусорные камеры, мусо­ропроводы имеются не во всех домах. Следовательно, в зависимости от перечисленных в подп. 4 п. 41 Правил факторов организатор конкурса должен сформиро­вать индивидуальный по содержанию перечень обязательных работ и услуг для каждого многоквартир­ного дома. Форма такого перечня должна соответство­вать приложению 2 к Правилам.

В целом определение перечня обязательных и до­полнительных работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения в отношении объекта конкурса должно осуществляться организатором конкурса в со­ответствии с ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. 10-23 Правил со­держания на основании подп. 4 п. 38, пп. 4-5, 41, 76-77 по формам, установленным приложениями 2 и 3 к Правилам.

 

Можно ли по результатам конкурса устанавли-иать заниженный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения?

В пункте 34 Правил содержания указано следующее. Если собственниками помещений не принято решение о способе управления многоквартирным домом, размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органом местного само­управления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами госу­дарственной власти соответствующего субъекта РФ) равным цене договора управления многоквартирным домом по результатам проводимого в установленном порядке открытого конкурса.

Цена договора управления многоквартирным домом принимается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. А согласно п. 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. по­становлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491 (далее - Правила содержания), указанные в пп. 31-34 Правил содержания размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения должны быть соразмер­ны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ. Жилищное законодательство Российской Фе­дерации устанавливает принцип полной оплаты со­держания и ремонта жилого помещения. Эти нормы Правил содержания основаны на положениях ч. 1 ст. 156 ЖК РФ и соответствуют правомочию ОМС, уста­новленному ч. 3 ст. 156 ЖК РФ.

Таким образом, на основании п. 2, подп. 5 п. 38, пп. 55, 59, 71, 80, 83 Правил организатор конкурса осуществляет расчет полного размера платы за со­держание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, пп. 29 и 34-35 Правил содержания, а также ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ (подроб­нее см. далее).

 

Какими нормами должны руководствоваться ОМС при определении состава общего имущест­ва в многоквартирном доме?

 

В соответствии с п. 1 Правил содержания состав общего имущества собственников помещений в много­квартирном доме определяется ОМС (органами госу­дарственной власти городов федерального значения) с целью подготовки и проведения открытого конкурса. При этом определение состава общего имущества осуществляется самостоятельно организатором конкурса на основании п. 2, подп. 1-3 п. 38 Правил в соответст­вии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. 2-9 Правил содержания. Указанные нормы имеют прямое действие. Издание ОМС (органами государственной власти городов феде­рального значения) нормативных актов, определяющих требования к составу общего имущества в многоквар­тирном доме, законодательством Российской Федера­ции не предусмотрено.

 

Как определить расчетную стоимость каждой обязательной работы и услуги?

 

В подпункте 4 п. 41 Правил установлено, что орга­низатор конкурса в соответствии с перечнем обязатель­ных работ и услуг самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой из них. Представляется, что смысл слова "самостоятельно" заключается в том, что при определении расчетной стоимости каждой из обяза­тельных работ и услуг организатор конкурса не связан какими-либо нормативными указаниями федерального или регионального уровня.

Если организатор конкурса будет рассчитывать стоимость каждой обязательной работы и услуги мето­дом калькулирования*, то маловероятно, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения будет соразмерен утвержденному перечню, объемам и каче­ству услуг и работ. Это приведет к нарушению требова­ния п. 35 Правил содержания. Поэтому представляется правильным рассчитывать стоимость каждой обяза­тельной работы и услуги на основании сложившихся в муниципальном образовании или на территории бли­жайших муниципальных образований среднерыночных цен на идентичные услуги и работы по содержанию и ремонту элементов общего имущества в многоквар­тирных домах.

 

 Как правильно действовать, если не подано ни одной заявки на участие в конкурсе?

Наиболее вероятны две причины отсутствия заявок на участие в конкурсе: отсутствие в муниципальном образовании условий для конкурентной деятельности управляющих организаций и несбалансированность расчетного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с утвержденным обязательным перечнем, объемами и качеством услуг и работ по со­держанию и ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме, являющемся объектом конкур­са. Если до вскрытия конвертов не подано ни одной заявки на участие в конкурсе, его организатор обязан в течение 3 месяцев со дня окончания подачи заявок провести в отношении тех же объектов новый конкурс. При этом в соответствии с п. 59 Правил организатор конкурса:

-        вправе изменить условия его проведения - изме­нить перечни обязательных и дополнительных услуги работ по содержанию и ремонту элементов обще­го имущества в многоквартирных домах;

-        обязан увеличить расчетный размер платы за со­
держание и ремонт жилого помещения по сравне­нию с условиями ранее объявленного конкурса не менее чем на 10%. Причем размер повышения нормативно не ограничен и связан только принци­пом сбалансированности расчетного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и утвержденного обязательного перечня услуг и работ.

 

 

Должен ли размер платы за жилое помещение, рассчитанный организатором конкурса и ут­верждаемый ОМС, соответствовать установ­ленным предельным индексам?

Первоначально ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.05 № 184-ФЗ было установлено, что предусмот­ренный ст. 156 ЖК РФ размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, в случае если ими не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом или принятое решение не реализовано, должен соответ­ствовать установленным предельным индексам.

Федеральным законом от 29.12.06 № 258-ФЗ ст. 6 Федерального закона № 184-ФЗ была дополнена ч. б2, в соответствии с которой положения ч. 1 этой статьи не распространяются на размер платы собствен­ников за жилое помещение, установленной по резуль­татам проведения ОМС открытого конкурса по отбору управляющей организации согласно ст. 161 ЖК РФ.

Таким образом, расчетный размер платы за содержа­ние и ремонт жилого помещения, рассчитанный органи­затором конкурса и утверждаемый ОМС по результатам открытого конкурса, не ограничивается установленными предельными индексами. Частью б2 ст. 6 Федерального закона № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.06 № 258-ФЗ) охватывается и увеличение расчетного раз­мера платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10% на основании п. 59 Правил в случае, если не подано ни одной заявки на участие в конкурсе.

 



Источник: "ЖКХ - журнал руководителя и главного бухгалтера" , июнь 2007


 К списку статей