Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

23.04.2014

Госдума одобрила в первом чтении законопроект об основах общественного контроля


 


Госдума приняла в первом чтении законопроект "Об основах общественного контроля в РФ", внесенный президентом РФ Владимиром Путиным. Документ дает право общественным палатам разных уровней отстаивать в судах права граждан, в случае нарушений их чиновниками.


Как подчеркнул на заседании Госдумы полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх, в настоящее время "есть определенные проблемы, связанные со взаимоотношениями государства, власти и соответствующих общественных институтов". "Чтобы стимулировать работу в этом направлении, поставить власть под более четкий и жесткий контроль и предложена эта законодательная инициатива", - добавил он, напомнив, что о ней, в частности, шла речь в Послании президента.


В свою очередь представитель Общественной палаты (ОП) РФ Иосиф Дискин, отметил, что работа над документом велась в течение 4-х лет. "Миссия общественного контроля в том, чтобы заставить коррумпированных и нерадивых чиновников соблюдать законы и понять, что соблюдать общественные интересы намного безопаснее", - пояснил представитель ОП.


Как отмечается в пояснительных документах, "законопроект направлен на организацию и осуществление общественного контроля за деятельностью органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия". В соответствии с этими положениями, законом будет регулироваться сфера ЖКХ, образования, здравоохранения, культуры и другие области.


В то же время законопроект не затрагивает выборные компании и референдумы, а также не регулирует целую группу других общественных отношений, так как эти отношения регулируются отдельными законами. В частности, документом не регулируется обеспечение обороны страны и госбезопасности, общественной безопасности и правопорядка, деятельность полиции, следствия, прокуратуры и судов, службы исполнения наказаний, госнаркоконтроля, содержания детей-сирот, оказание психиатрической помощи.


Субъектами общественного контроля, согласно законопроекту, могут быть Общественная палата РФ, общественные палаты регионального и местного уровней, общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти и местного самоуправления. Для его осуществления могут создаваться также общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы общественного контроля и так далее. При этом все они обязаны обнародовать информацию о результатах общественного контроля в открытом доступе, за исключением информации, содержащей гостайну, персональные сведения и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.


При осуществлении контроля они призваны взаимодействовать с органами госвласти и местного самоуправления. Субъекты общественного контроля, согласно документу, смогут запрашивать у них необходимые данные, за исключением информации, содержащей гостайну и персональные сведения. Чиновников обяжут рассматривать итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля, и учитывать содержащиеся в них предложения, рекомендации и выводы.


Кроме того, отмечается, что "общественные контролеры" не могут необоснованно вмешиваться в деятельность госорганов и создавать препятствия для их законной деятельности. Также они не имеют права вмешиваться в сферу деятельности политических партий.


Законопроектом предусматривается, что общественный контроль будет осуществляться в виде общественного мониторинга, проверки или экспертизы, а также в форме общественных обсуждений и слушаний. В случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных НКО, субъект общественного контроля вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос об ответственности виновных должностных лиц. Они также могут обращаться в суд "в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных НКО".


Документом устанавливается, что граждане могут участвовать в осуществлении общественного контроля на добровольной основе в качестве общественных контролеров, инспекторов и экспертов, а также в составе общественных объединений и иных НКО.


Отдельно подчеркивается, что субъекты общественного контроля должны быть независимы от органов госвласти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и соблюдать нейтралитет, исключающий "возможность влияния решений политпартий на деятельность по осуществлению общественного контроля". Участие в осуществлении общественного контроля не допускается при наличии конфликта интересов и личной заинтересованности. "Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля и его участников, а также необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля и его участников в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления ... и оказание неправомерного воздействия на указанные органы и организации влечет ответственность, установленную законодательством РФ", - подчеркивается в пояснительной записке.


Выступая на заседании нижней палаты российского парламента, некоторые депутаты выразили опасение, что власти не будут считаться с общественным контролем. "У нас есть масса организаций, которые ходят, жалуются, судятся, а результата нет", - считает в частности депутат от фракции КПРФ Владимир Федоткин. "Суды проигрывают, потому что они практически всегда на стороне власти, я боюсь, что мы закон примем, а с ним никто считаться не будет", - посетовал он. Кроме того, ряд парламентариев опасаются, что документ не будет способствовать активизации общественных советов при различных ведомствах, которые находятся в достаточно пассивном состоянии.


 


Источник: Итар Тасс



 К списку новостей Отправить другу