Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

20.04.2018

Эксперты ОНФ провели в регионах мониторинг 500 концессионных проектов в сфере ЖКХ, запуск которых был назначен на 2017 и 2018 гг. В результате выяснилось, что большинство из них содержит те или иные недостатки в описании условий концессии (по отдельным условиям до 90%), которые могут трактоваться как существенные нарушения законодательства. ОНФ обращается в Минстрой России с просьбой организовать разъяснительную работу для местных властей по вопросам проведения концессий в данной сфере. Эксперты Народного фронта также предлагают на законодательном уровне доработать отдельные условия с учетом складывающейся практики и тенденции к запуску квазиконцессий, фактически не предполагающих вложения инвестиций.


Эксперты поясняют, что концессия, по сути, означает передачу государственного (или муниципального) имущества на определенный срок частному инвестору, который должен заняться его реконструкцией и имеет право получать доход от его использования. Сегодня такая форма государственно-частного партнерства считается наиболее проработанной и перспективной для привлечения инвестиций в сферу ЖКХ. Однако далеко не всегда на практике эта сложная процедура организована грамотно с точки зрения закона и с пользой для потребителей коммунальных услуг.


По данным Минстроя России, сегодня действует 1831 концессионное соглашение в сфере ЖКХ в 72 регионах страны. В начале февраля 2018 г. ведомство провело их анализ и выяснилось, что в 8% соглашений не зафиксированы инвестиционные обязательства, которые несет компания-концессионер (частный инвестор). В Минстрое считают, что подобные соглашения должны быть расторгнуты.


Однако Народный фронт указал на куда более серьезные масштабы проблемы, связанные с качеством подготовки проектов. Эксперты ОНФ провели мониторинг 500 концессионных проектов в ЖКХ, а именно в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, старт которым был дан в 2017 г. По итогам выяснилось, что подавляющее большинство концессий не соответствует требованиям законодательства, в частности закону о концессиях. Больше трети конкурсов (35%) на право заключить соглашение можно назвать неудачными. То есть, например, заявки на участие от потенциальных концессионеров не поступили. Или же ни одна компания не отвечала необходимым условиям. В результате соглашения не были заключены. Анализ конкурсных процедур, запущенных в начале 2018 г., кардинальных изменений в лучшую сторону не выявил, проблемы остались все те же.


«Мы все видим, что Минстрой России проделал колоссальную работу по развитию и популяризации механизма концессионных соглашений. Вместе с тем по итогам проведенного нами анализа можно заметить, что правильно применять концессионный инструмент на местах не научились. Такая ситуация может тормозить привлечение инвестиций в отрасль и сказываться на качестве коммунальных услуг в целом, – пояснила эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», партнер юридической компании P&P Unity Олеся Белоусова. – Ситуацию осложняет фактор времени. Ведь государство сегодня нацеливает на ускоренную передачу коммунальной инфраструктуры через концессию. Поэтому муниципалитеты вынуждены запускать проекты в сжатые сроки, делая при этом массу ошибок. Субъекты РФ в свою очередь не могут оперативно вмешаться и принять участие в подготовке условий концессий – такие механизмы, увы, прямо не закреплены законом. Представляется, что следует активно продолжать работу с небольшими муниципалитетами. Особенного внимания может потребовать налаживание их взаимодействия с регионом».


Оставляет желать лучшего качество подготовки документов, на базе которых осуществляется подготовка всего проекта. Так, схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения не всегда соответствуют реальному состоянию этих объектов, не всегда проводится их качественное техническое обследование. Из-за сложности объективно оценить объем и характер инвестиций, которые необходимо вложить в объект ЖКХ. Кроме того, часто в задание для будущего инвестора включаются показатели деятельности, которые для него заведомо невыполнимы. А у него нет времени и ресурсов, чтобы выяснить реальную ситуацию и принять верное решение. Все это создает высокие риски для концессионера – административные взыскания, снижение объема необходимой выручки и опасность не вернуть вложенные средства.


Для решения этой проблемы уже предпринят ряд шагов. Так, Минстрой разработал законопроект, позволяющий инвесторам самостоятельно проводить техническое обследование объектов и требовать внесения изменений в документацию, если результаты обследования не соответствуют заявленной информации. Регионы могут получить на модернизацию инфраструктуры таких объектов финансовую поддержку за счет Фонда ЖКХ. Такие средства должны расходоваться на мероприятия по подготовке коммунальных концессий: техническое обследование, разработку бизнес-плана и конкурсной документации, внесение изменений в схемы, кадастровый учет и регистрацию прав. Деньги также возможно направить на софинансирование процентной ставки по кредиту, взятому с целью модернизации инфраструктуры. Всего в рамках финансовой поддержки планируется выделить 8 млрд руб.


Параллельно необходимо повышать и компетенцию местных органов власти в концессионных процедурах, отметила Олеся Белоусова. В этом поможет введение квалификационных экзаменов или тестирования профильных специалистов. Для субъектов РФ полезно было бы применить и специальные KPI (Key Performance Indicator) – показатели достижения успеха. К ним можно отнести, например, количество несостоявшихся из-за полного отсутствия участников конкурсов или конкурсов, отмененных из-за нарушения законодательства. Также одной из мер могло бы стать требование обязательного аудита документации и результатов технического обследования объектов.


Еще одна серьезная проблема – так называемые квазиконцессии. Большая доля концессий, объявленных с начала 2018 г., на деле означает ремонт, а не требующуюся реконструкцию систем ЖКХ. Соответственно, на все это выделяется гораздо меньший объем средств.


«По данным Минстроя, объем инвестиций в коммунальную сферу за 2017 г. составил около 69 млрд руб. При этом реальные потребности оцениваются в 500 млрд руб. ежегодно. То есть на деле концессии пока не решают те задачи, которые на них возложены, – прокомментировал эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», партнер юридической компании P&P Unity Семен Мокин. – Чтобы избавиться от псевдоконцессионных соглашений, предлагаем ряд инструментов. В конкурсной документации важно определить минимальный объем вложений, потребность в них. А максимальный размер при этом не ограничивать (он ограничен ростом тарифа). Также нужно законодательно обязать концессионера обосновывать предлагаемые инвестиционные мероприятия: насколько они технически целесообразны и реализуемы, какой объем вложений требуется. Сейчас это прописывается в законодательстве настолько нечетко или завуалированно, что концессионер вполне может обойти эти условия. Что касается заданий, которые формируют органы власти для будущих инвесторов, то в них необходимо разрешить закреплять минимальный объем мероприятий. И в этом случае, считаем, в законе важно учесть актуальные, современные практики концессий».


Законодательная доработка условий, на которых заключаются концессии в ЖКХ, будет способствовать повышению качества проектов. Тем самым, уверены эксперты, в конечном итоге улучшится и качество коммунальных услуг, которые в результате получает население, будет обеспечена бесперебойная поставка потребителям ресурсов ЖКХ.


Источник: ОНФ



 К списку новостей Отправить другу