Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

11.03.2020

В этом году на рынке электроэнергетики начнут действовать новые нормы, которые должны помочь россиянам экономить на платежках за свет. Одна из них — так называемый закон об "умных" счетчиках, который вступает в силу с 1 июля. Заместитель министра энергетики, статс-секретарь Анастасия Бондаренко рассказала в интервью ТАСС, что должен уметь делать "умный" электросчетчик, когда и где начнется их установка, как он поможет россиянам сэкономить на платежах за электроэнергию и что в Минэнерго думают об установке интеллектуальных газовых счетчиков.


— Анастасия Борисовна, как выстраивается работа между Минэнерго и законодателями, легко ли вы находите взаимопонимание с депутатами и сенаторами?


— Работа Минэнерго с депутатами Госдумы РФ и членами Совета Федерации строится на системной основе. Мы как федеральный орган исполнительной власти участвуем в мероприятиях, инициированных обеими палатами парламента, будь то круглые столы, парламентские слушания, экспертные секции, выездные совещания. Это помогает нам в формате дискуссии обмениваться мнениями, презентационными материалами, статистикой, находить сложные вопросы и совместно разрабатывать пути решения уже назревших или назревающих проблем. У законодателей свежий взгляд, они представители населения, поэтому, в первую очередь, они ставят вопросы, которые учитывают интересы людей. Это цены на энергоресурсы, снятие с населения ответственности за установку приборов учета, не менее актуальный сейчас вопрос — газификация регионов. Конечно, Минэнерго в курсе стоящих на повестке вопросов, но депутаты и сенаторы высвечивают их ярче, определяют конкретные болевые точки. С точки зрения регламентного взаимодействия мы также проходим весь круг процедур по законопроекту — заседания комитетов Госдумы, пленарные заседания, ответы на вопросы.


Взаимодействие с депутатами и сенаторами у нас весьма конструктивное. Например, недавно, 2 марта, в рамках парламентских слушаний в Совете Федерации министр энергетики Александр Новак, губернаторы и сенаторы обсудили ситуацию с газификацией регионов, вышли на конкретные решения. 11 марта на "правительственном часе" в рамках пленарного заседания Совета Федерации с участием министра пройдет обсуждение реализации Комплексного плана развития магистральной инфраструктуры (в энергетической части). Всего же в прошлом году мы приняли участие в сотне мероприятий различного уровня на площадках российского парламента.


— Есть какой-то практический эффект от участия в "правительственных часах" и экспертных мероприятиях? Или это все превращается в критику со стороны законодателей, а Минэнерго в свою очередь оправдывается?


— Критика делится на конструктивную и деструктивную. Как правило, со стороны законодателей критика конструктивная. И самое главное — она обращает внимание на фундаментальные проблемы. А их решение — это всегда поиск баланса, причем иногда между противоположными точками зрения.


— В декабре прошлого года звучали недовольства по поводу задержки сроков внедрения "умных" счетчиков — действительно ли есть опасения, что закон об интеллектуальных приборах учета электроэнергии начнет работать позже 1 июля 2020 года?


— У закона, который в медиа прослыл под названием "закон об "умных" счетчиках", было две основные линии. Первая — это перенос ответственности за установку и обслуживание прибора учета с потребителя (физического лица или предприятия) на ресурсоснабжающую организацию. Вторая — с учетом технического прогресса и курса на цифровизацию экономики введение обязанности устанавливать интеллектуальные, так называемые "умные", счетчики. Но не сразу, а поэтапно.


Так, согласно норме закона, с 1 июля 2020 года с потребителей снимается обязанность по установке приборов учета электроэнергии, она будет переложена на гарантирующих поставщиков в многоквартирных домах и на сетевые организации — в остальных случаях. При этом интеллектуальными приборами учета уже профессиональные участники рынка будут обязаны оснащать своих потребителей с 1 января 2022 года. Конечно, никто не запрещает ресурсоснабжающим организациям начать эту работу и раньше, но обязательство устанавливать именно "умные" счетчики начнет действовать только с 2022 года.


— То есть людям не стоит ждать, что с 1 июля их электрические счетчики будут массово менять на интеллектуальные?


— Каждый счетчик должен доработать до определенного момента — это либо межповерочный интервал, либо выход прибора учета из строя. И если этот момент произойдет до 1 января 2022 года, ресурсоснабжающая организация вправе поставить обычный счетчик, даже если замена прибора учета будет производиться 31 декабря 2021 года. Начиная с 2022 года к установке будут допускаться только интеллектуальные счетчики.


— Не боитесь, что получится так, что ресурсоснабжающие организации в 2021 году поставят обычные счетчики, чтобы отсрочить установку более дорогих интеллектуальных приборов учета?


— Думаем, что такого не произойдет. Во-первых, для компаний предусмотрен переходный период. Во-вторых, установка "умных" счетчиков выгодна самим компаниям, тем более что на рынке уже есть такие приборы учета.


— Согласованы ли с правительством требования к функционалу "умных" счетчиков? Какими они должны быть, по мнению Минэнерго?


— Минимальный набор требований, предъявляемый к функционалу "умных" счетчиков, состоит из сложных технических аспектов, которые понятны компаниям — производителям таких приборов, я не буду их перечислять. А интересующие потребителя характеристики, конечно, уже понятны — это возможность почасового измерения потребления электроэнергии, мониторинг состояния, дистанционная передача данных с прибора учета, возможность дистанционного ограничения подачи электроэнергии, возможность предоставления всех услуг через личный кабинет.


Проект постановления с перечнем минимальных требований к функционалу "умных" счетчиков сейчас находится в правительстве, мы рассчитываем, что документ будет принят в ближайшее время. И если сейчас к интеллектуальным счетчикам каждый производитель относит приборы в силу своего разумения, называя его "умным", то с момента выхода постановления с минимальным набором требований к "умным" счетчикам станет известно, какие именно приборы учета действительно можно считать интеллектуальными.


— Реально ли при переходе на "умные" счетчики добиться экономии платежей за электроэнергию?


— Да, если потребители научатся пользоваться его функционалом. "Умный" прибор учета позволит смотреть в личном кабинете график потребления и подскажет, как можно оптимизировать свою нагрузку. Классический пример — включать посудомоечную или стиральную машину в ночное время, когда потребление электроэнергии ниже, соответственно, и цена на этот ресурс будет меньше, чем в часы пикового потребления. Не стоит забывать и про то, что закон об "умных" счетчиках также освобождает потребителя от установки новых приборов учета в случае их выхода из строя или ремонта электросчетчика.


— Во сколько установка и обслуживание "умных" счетчиков обойдется "Россетям" и сбытовым компаниям?


— Это сложный вопрос — оценивать будущий рынок непросто. Текущий рынок известен, но мы понимаем, что производство "умных" счетчиков в нашей стране будет развиваться, и из каких узлов будут состоять будущие приборы учета, какой будет разброс цен на них, предсказать нельзя. Пока нет сложившегося рынка, инвестиционные оценки компаний по переходу на "умные" счетчики еще в процессе формирования и носят оценочный характер.


Но уже можно сказать, что переход от простых приборов учета к интеллектуальным выгоден не только для населения, но и для поставщиков электроэнергии, потому что это поможет бороться с коммерческими потерями. С установкой "умного" счетчика практически полностью исключается возможность самовольного подключения или вмешательство в работу прибора учета для сокрытия реального объема потребления. Ресурсоснабжающие организации будут видеть, кто именно не платит или платит недостаточно, а кто получает электроэнергию без договора на ее поставку.


— Предусматривает ли замена приборов учета какую-то надбавку в конечный тариф на электроэнергию для потребителей, чтобы возместить расходы на переход к "умным" счетчикам?


— Надбавки к тарифу не будет, потребитель не понесет никакой дополнительной финансовой нагрузки. Темп роста стоимости электроэнергии, заложенный в прогнозе социально-экономического развития на основе прогнозной инфляции, сохранится, и выше этого плана тариф на электроэнергию для потребителей из-за счетчиков расти не будет. Не стоит забывать, что ресурсоснабжающие организации также получат экономическую выгоду от их установки путем снижения коммерческих потерь.


— Сохраняет ли Минэнерго идею замены газовых счетчиков на интеллектуальные? Завершена ли проработка этого вопроса с другими заинтересованными ведомствами?


— Минэнерго совместно с другими ФОИВами (федеральный орган исполнительной власти — прим. ТАСС) этим занималось, но мы не пришли к единому знаменателю. Мы вернули вопрос на правительственную площадку, показав позиции разных сторон. Думаю, новый состав правительства вернется к рассмотрению этого вопроса.


— В чем именно возникли разногласия по этому вопросу?


— Обсуждались самые разные варианты, обдумывали, каким категориям потребителей надо менять счетчики на "умные", разные рассматривались модели, были разные позиции на этот счет у федеральных органов исполнительной власти. Мы свои предложения разработали, дальше правительство будет их изучать.


По аналогии с рынком электроэнергетики это сделать не получится, так как рынок газа устроен по-другому. Газовый счетчик и сейчас достаточно "умный" и в достаточной степени обладает определенным набором необходимых функций. В электроэнергетике необходимость установки "умного" счетчика обусловлена задачей встроить его в интеллектуальную систему учета электроэнергии, которая связывает потребителей с генераторами электроэнергии, сетевыми и сбытовыми компаниями, но в газе технологические процессы иные, и мы пока не говорим о создании единой интеллектуальной системы учета газа.


— В Минэнерго вы также координируете работу, связанную с профилактикой коррупционных нарушений. Что делается в этом направлении и каких результатов уже удалось достичь?


— Антикоррупционную политику Министерство энергетики реализует по национальному плану противодействия коррупции и нашему ведомственному плану. В них предусмотрен ряд мероприятий. Это, в частности, и обработка обращений граждан, и сбор сведений о доходах, и контроль за расходами госслужащих. Более чем из 50 тыс. сообщений на горячей линии только десятая часть содержит пометку о коррупции, но при дальнейшем анализе этих сообщений факты коррупционного поведения подтверждаются очень редко.


Есть и еще один механизм противодействия коррупции — мы проводим проверку в тех случаях, когда сотрудник министерства переходит на работу в коммерческую организацию. Здесь предметом проверки является вопрос, не создает ли это конфликт интересов и не создал ли госслужащий за время работы в министерстве какой-то особый преференциальный режим в целях своего перехода на работу туда. Надо отметить, что по итогам проведения проверок ни одного подобного случая у нас выявлено не было. Также мы стараемся проводить обучение, тренинги, семинары, рассказывать сотрудникам, что совместимо со статусом госслужащего, а что нет. Например, нельзя принимать подарки, даже протокольные.


— То есть министр, получая протокольный подарок при встрече с той или иной иностранной делегацией, должен обязательно сдать его?


— Этот подарок необходимо сдать службам министерства на оценку, хранение, реализацию. Но при желании позднее его можно будет выкупить.


— А как на российских предприятиях ТЭК реализуется модная сейчас идея социального партнерства? Охотно ли компании идут на заключение коллективных и индивидуальных трудовых договоров?


— Социальное партнерство — это абсолютно очевидный для всех тренд, который сейчас развивается очень хорошими темпами и в нефтегазовой отрасли, и в электроэнергетике. Это позволяет установить базовый набор социальных гарантий для работников ТЭК, что в дальнейшем отражается в коллективных и индивидуальных трудовых договорах на предприятиях ТЭК. Унификация требований имеет хороший эффект, потому что компании смотрят на лучшие практики и перенимают их. Но надо отметить, что социальные гарантии разнятся от региона к региону, от отрасли к отрасли, даже порой от профиля деятельности специалистов.


Минэнерго выступает за развитие этой политики с точки зрения заключения отраслевых соглашений, а также присоединения к уже заключенным соглашениям компаний, которые могли не участвовать в его заключении. Это позволит сделать механизм более маневренным, более гибким, нужно развивать различные формы социального партнерства. А нам в свою очередь будет легче получать общую картину рынка труда в топливно-энергетическом комплексе. Не стоит забывать, что профсоюзы и работодатели также участвуют в разработке и актуализации профессиональных стандартов в отрасли.


— Вы сейчас говорите о подготовке кадров на заказ?


— Мы сейчас очень плотно работаем с вузами, понимая, что подготовка инженеров для ТЭК — крайне важная задача, потому что ТЭК является драйвером российской экономики, а кадры рост экономики, собственно, и обеспечивают.


Излишне унифицированные подходы в обучении или неориентированность вузов на будущих работодателей — это уже вообще не тренд. Кадры можно и нужно готовить под заказ, причем под заказ перспективный — тех, кто будет востребован через пять-семь лет. Кастомизация — это востребовано всегда и везде, подготовка кадров — не исключение. Развитие программ дополнительного профессионального образования тоже работает на это, докручивает компетенции конкретного специалиста там, где это необходимо.


Специфика и в том, что вузы в основном готовят специалистов в рамках базовых программ. Например, в электроэнергетике и теплоснабжении молодые специалисты, чтобы получить допуск для работы на конкретных установках (котлах, агрегатах, щитах), доучиваются непосредственно на местах работы. Мы сейчас пытаемся донести нашу точку зрения до профильного Министерства науки и высшего образования, которое реализует федеральный проект "Молодые профессионалы" и, мне кажется, встречаем понимание. Крайне важно вузам плотнее взаимодействовать с компаниями. Чем плотнее будет это сотрудничество, тем лучше общий эффект.


— А как в целом обстоят дела с кадрами? Не ощущает ли отрасль дефицита?


— Дефицит, как ни странно, есть, компании отмечают недостаток кадров со средним специальным образованием. На эту тему работают очень много интересных институтов — форумы, конкурсы мастерства, слеты молодых специалистов. Одно из самых масштабных — движение WorldSkills, которое призвано показать престижность и перспективность рабочих профессий. Потребность в таких специалистах очень большая. Но проблема здесь схожая, что и с образовательными программами вузов — в учебных учреждениях студентов обучают базовым вещам, часто на устаревшем оборудовании, по не самым актуальным программам, и доучиваться им приходится прямо на производствах. Нужно развивать эту систему, готовить кадры современно, осознанно и качественно. Это большая миссия.



 К списку новостей Отправить другу