|
19.03.2008 Слабое звено реформы ЖКХ
Почему деревне не осилить рынок в коммунальной сфере
Модель, по которой должно пойти реформирование жилищно-коммунального хозяйства, прорисована вполне логично. Мол, приходит в эту «яму» частный бизнес и вытаскивает нашу коммуналку на свет белый. Предприятия начинают конкурировать между собой, соревнуются за качество обслуживания, и в результате всем хорошо – и частнику, и жителю. Однако если в городе эта схема, пусть не так гладко, как на бумаге, но все же заработала, деревня оказалась за бортом такого видения реформы.
Два – значит много
В Шегарском районе на днях прошел круглый стол с приглашением нашей газеты. «Не хвастаться будем - проблему поднимать. Проблему, с которой, уверен, столкнулись все села, а вот выкарабкаться из нее не могут и даже не видят способа, как это сделать», - сказал глава Шегарского района Олег Майков. Главы пяти поселений – Шегарского, Побединского, Анастасьевского, Трубачевского и Баткатского – собрались за одним столом, чтобы озвучить давно наболевшие вопросы.
Понятие «многоквартирный дом» в городе воспринимается буквально – многоэтажное здание, где свое жилье имеют множество хозяев. Если дом не очень старый, его обслуживание приносит прибыль. Если же наоборот, объект становится неинтересным для предпринимателя. В Томске выход для таких развалюх нашли. Старый и неприбыльный жилой фонд власть просто раздала «в нагрузку» преуспевающим компаниям, чтобы жизнь им медом не казалась. Однако на селе так не выходит.
Знаете ли вы, что дом на два хозяина уже считается многоквартирным? А раз так, то, уважаемые жители, выбирайте способ управления – создавайте товарищество собственников жилья или находите себе управляющую компанию, или занимайтесь решением жилищных проблем сами, «без начальников». Причем побыстрее – время поджимает. Согласно закону, собственники должны со всем этим определиться до 1 апреля 2008 года. Иначе муниципалитетам придется проводить конкурсы среди управляющих компаний на право хозяйничать над домами.
В одном только Шегарском сельском поселении 540 многоквартирных домов, из них более 400 – те самые, на двух-трех хозяев. К ним подведен водопровод, обустроены выгребные ямы. А поскольку зданиям уже по 30-35 лет, то кое-где и фундамент просел, и венцы сгнили, да и трубы проржавели. Часть квартир – муниципальные, остальные приватизированы, но одинаково все жилье нуждается в ремонте.
Ветер перемен
Казалось бы, если квартира в частной собственности, какие могут быть проблемы? Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Собирайте деньги, нанимайте ремонтную бригаду, и дело с концом. Однако не все так просто.
- В таких домах, как правило, живут малообеспеченные семьи, - говорит Олег Иванович. – Люди, которые могут вполне себя прокормить, покупают или строят отдельные усадьбы. Вот и получилось, что именно на бедных свалилась реформа с выбором способа управления, с необходимостью сбора денег на ремонт. Что делать в такой ситуации? Установить высокие тарифы жестоко. В бюджете лишних денег нет.
Более того, ответственность за состояние жилищно-коммунального хозяйства целиком и полностью возложена даже не на районные администрации, а согласно закону «О местном самоуправлении» - на глав сельских поселений. Хорошо еще, когда оно более-менее самодостаточно. А что взять с села Гусево и еще сотен таких же деревень, где нет производства, а значит, налогов и, соответственно, своего, не дотационного бюджета?
Глава Шегарского поселения Юрий Матросов приглашает проехать на улицу Молодежную. Два кирпичных многоквартирных дома в 10 и 12 квартир, с виду напоминающие бараки. Стекла выбиты, окна затянуты полиэтиленом. Ходить по узкому коридору опасно для жизни – сверху нет лампочек, снизу - нескольких досок в полу. Социально опустившийся житель – бич многоквартирников на селе, и это еще одна проблема в пику развитию самоуправления. В деревне кто «сам с усам» уходит из домов, где все общее и все мое.
Переулок Западный, 2. Коридор с обвалившейся штукатуркой, кстати, место для игр местной детворы, грязь на лестнице… Воды нет уже десять месяцев: водовод сгнил, а в бюджете нет на эти цели ста тысяч рублей.
Трех-пятиэтажные дома выглядят лучше, но проблемы в целом те же. С лета прошлого года в Шегарке прижилась шутка: «Промчался ураган, так по линии ГО и ЧС 400 тысяч на крыши дали. Жаль, что ветер в подвалы не заглянул…».
Шаг в неизвестность
В соответствии с Жилищным кодексом в райцентре создаются частные структуры, которые возьмут на себя управление многоквартирными домами: ООО «Успех» и ООО «Северные коммунальные системы». Эти предприятия будут настоящими управляющими компаниями, аналогов которым и в областном центре нет. Ведь в Томске фирмы занимаются только обслуживанием жилья, а расчеты за тепло, свет и воду отдали на откуп коммунальщикам. Здешние компании берут предоставление услуг по поставке воды, электро- и теплоэнергии на себя. Дело хорошее, однако захотят ли предприниматели новой волны взять на себя ветхий жилой фонд? Вопрос второй: будут ли они, соблюдая закон, отчитываться перед потребителем и не захотят ли в один прекрасный момент все бросить и уйти с рынка? Момент третий: когда рынок поделен всего лишь между двумя частниками, конкуренции нет и быть не может, поэтому надежда на улучшение качества обслуживания весьма призрачна.
- Что касается периферии, то создание здесь частных структур по обслуживанию домов – и вовсе утопия высшей степени. В деревне сегодня остались по большому счету одни пенсионеры, глядя на состояние домов которых можно безнадежно опустить голову: привести в порядок брусовый двухквартирный дом сегодня можно в среднем за 100 тысяч рублей. Но главная проблема – вода. Скважины и водоводы постоянно выходят из строя. В Баткате в прошлом году на бюджетные деньги заменили 25 километров труб, но чтобы пробурить нормальную скважину, средств нужно много больше. Бурение одного метра стоит сегодня 5 тысяч рублей, поэтому денег в деревне хватает только на то, чтобы добраться до верхнего, далеко не самого чистого водоносного слоя и установить насос за 12,5 тысячи, опять же, далеко не самый качественный. Такая же ситуация в Анастасьевке, деревнях Трубачевского поселения. «Сегодня мне ветераны войны вполне обоснованно предъявляют требования насчет бесплатных ремонтов, однако в бюджете поселения на цели ЖКХ заложено 42 тысячи рублей на весь год. Этих денег хватит только на то, чтобы заменить два водопроводных подвода к домам. А что делать с центральной сетью?» - задается вопросом глава Трубачевского поселения Владимир Свинцов.
Законодательные рамки, в которые сегодня поставлена деревня, создают огромные проблемы для сельской коммуналки. Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что в многоквартирных домах на селе живет малообеспеченное население, и применять к нему рыночные механизмы сегодня нельзя. Поэтому наш район призывает федеральных и областных депутатов, областную администрацию заняться решением этого очень больного вопроса. На наш взгляд, сегодня необходима программа финансирования ремонта жилья в деревне, первые усилия нужно направить именно сюда, - сказал Олег Майков.
Сегодня мы очень хотим попасть под финансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ. Более полутора миллиардов рублей получит область на капитальный ремонт и расселение ветхого и аварийного жилья, если докажет, что поставила на рыночные рельсы всю коммуналку. А это в том числе означает стопроцентную оплату за стопроцентное качество, которое, по идее, должен нам предоставить частный бизнес. Из Томска увезли заявку и вкупе с другими регионами с замиранием сердца ждут ответа: даст Москва чего или не даст? Трудно сейчас сказать, какое количество средств будет направлено в деревни в случае положительного исхода дела. Однако сама Белокаменная не желает переводить ЖКХ полностью на рыночные отношения. Из бюджета дотируется все, в том числе и население, и предприятия ЖКХ. Понятно, что с помощью больших московских денег проблемы с ремонтом вполне решаемы. Что касается глубинки, да еще и ее самого слабого звена – деревни, с печалью можно делать вывод: гладко написанные законы таили в себе подвох, который пришелся на самого незащищенного.
Источник:ТОМСКИЙ ВЕСТНИК |
|
|
 |
|
|
|
|
|