|
26.03.2008 Жилищно-коммунальный тупик
Совет общественных инициатив думал, как законодательно продвинуть реформу ЖКХ
По чистосердечному признанию председателя областной думы Бориса Мальцева, все 14 лет своего спикерства он всячески избегал двух проблем – сельского хозяйства и ЖКХ. Однако достало. Правовой нигилизм – или беспредел? - в сфере жилищно-коммунального хозяйства достиг таких размеров, что терпежу не хватило даже такому закаленному бойцу, как Борис Алексеевич. Итог: на прошлой неделе состоялось очередное заседание Совета общественных инициатив при Государственной думе Томской области, посвященное проблемам правового регулирования в жилищной и коммунальной сферах (на самом деле это две большие разницы, хоть и объединяемые по привычке одной аббревиатурой). Участие в действе приняли представители управляющих компаний, общественных организаций, профсоюзов, товариществ собственников жилья, чиновники разного уровня.
Как сказал в своем вступительном слове спикер, он же председатель СОИ, несмотря на то, что власть отделена от сферы ЖКХ, мы не можем оставаться в стороне от проблем, поскольку население очень волнует эта тема, а большинство обращений граждан к депутатам связано именно с жилищно-коммунальными вопросами.
Борис Алексеевич призвал участников заседания не только правильно обозначить проблему, но и попытаться сформулировать предложения - как можно урегулировать сложные вопросы, о которых ежедневно пишут в газетах, говорят по радио и ТВ.
- Если нам недостает законов, для того чтобы система могла слаженно работать, надо срочно восполнить этот пробел, - отметил Борис Мальцев. - Если же проблема не в законодательстве, а в его исполнении, надо решать и этот вопрос. Должны быть законы, касающиеся сферы ЖКХ, которые бы защищали как большинство, так и меньшинство.
Заместитель начальника областного департамента модернизации и экономики ЖКХ Валерий Падерин обратил внимание на то, что Федерация практически завершила создание правовой базы по ЖКХ.
- Российское правительство в первую очередь заботит рост тарифов, готовятся решения, которые бы позволяли проблему роста тарифов переложить на состоятельных потребителей, оставив почти неизменными тарифы для населения с малыми доходами. Речь идет о стимулировании масштабной установки приборов учета и о том, чтобы эти приборы могли посчитать потребление энергии по разным ставкам в разное время.
Говоря о формах, которые приняла реформа в разных городах, докладчик заметил, что в Томске создалась поистине парадоксальная ситуация: подавляющее большинство так называемых управляющих компаний таковыми не являются, выступая в лучшем случае в качестве подрядчика по ремонту дома.
- На данный момент сложилось три основных способа управления жилищно-коммунальной сферой. Москва, Казань, Омск пошли по пути очень жесткого регулирования со стороны муниципалитетов. Формально здорово, но смысла нет – зачем тогда было вообще затевать реформы? В Новосибирске, Санкт-Петербурге избрали другую модель: это создание мощных, крупных компаний – не без применения рыночных рычагов. Причем им никто не позволяет выхватывать отдельные «выгодные» дома: берешь, так бери весь район. Уже сейчас там наблюдается жесткая конкуренция, причем реальная, а не как у нас – на уровне гараж сжечь. И, наконец, третий – непосредственный способ управления. Он действует в маленьких провинциальных городках с населением, как правило, не больше 50 тысяч, а также… в Томске.
По словам Падерина, мы единственный в своем роде случай. В других крупных городах дома с непосредственным способом управления воспринимают скорее как забавный прецедент, не более того. В Новосибирске их… два, в Питере – четыре. У нас - почти все. Напомним читателям, что «непосредственным способом» называют вовсе не ТСЭ, не ЖСК и т. п., а как раз наоборот. Когда жильцы сами за все платят энергоснабжающим и прочим организациям, а в результате получают… ну, что вышло, то и получают.
Борису Мальцеву рассуждения чиновника показались слишком отвлеченными.
- Ты нам скажи, какие нужно принять нормативно-правовые акты, чтобы население не обращалось к власти, - говорит Борис Алексеевич. - Чтобы взаимоотношения между теми, кто предоставляет услуги, и теми, кто их оплачивает, были урегулированы. В Совете Федерации не так давно обсудили проблемы ЖКХ и пришли к выводу, что несовершенство российских законов мешает проводить реформу отрасли.
О «двойных стандартах» в отношении к УК и ТСЖ (последние объединяют только 5 процентов населения Томска, да и эта цифра выглядит слегка натянутой) говорил руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Владимир Шевченко.
- УК расплачиваются с ресурсоснабжающими организациями одним способом, а ТСЖ и ЖСК - совершенно другим. Там, где создано ТСЖ и ЖСК, защитить жильцов можно элементарно, поскольку Жилищный кодекс все прописал, чего не скажешь об управляющих компаниях. Власть вроде бы ушла из этой сферы, но ее задача - организовать так, чтобы жилец все-таки появился в этих отношениях.
Но есть и еще один нюанс: 95 процентов ныне существующих управляющих кампаний неэффективны. Выход, возможно, в создании саморегулирующихся организаций (о них подробнее – на стр. 10). Пока же отдавать кровные деньги неизвестно какому левому дяде, который завтра встанет и исчезнет аки туман, желающих мало.
Совершенно неожиданную позицию озвучил председатель региональной энергетической комиссии Томской области Анатолий Лукьянец.
- Знаю, что у меня множество противников, в том числе и в администрации, но я уверен, что в ближайшие годы создать реальную конкурентную среду здесь невозможно. В Великобритании, например, прежде чем приватизировать коммунальную сферу на основе водоканалов – централизованного отопления там нет, – было создано 10 госкомпаний. Им были выделены необходимые ресурсы, сети приведены в нормативное состояние, и только после этого была проведена приватизация. Мы этот этап пропустили, и пока к нему не вернемся, снижения тарифов ждать не приходится.
Глава РЭК также обратил внимание на роль повышения зарплаты в росте тарифов.
- Часто от коммунальщиков можно услышать: работаем в дерьме, а получаем копейки. Однако надо учитывать, что чем меньше ресурсоснабжающая организация, тем выше доля заработной платы в ее себестоимости. На районном уровне она может доходить до 70-80 процентов.
Предложения: внести изменения в областной закон о социальном партнерстве. Нельзя, чтобы разница в оплате труда слесаря и директора доходила до 15-20 раз. 7-8 – вполне достаточно… И, конечно, необходимо создать ассоциацию коммунальщиков, которая стала бы ступенькой между потребителем и поставщиком услуг. То есть опять речь о саморегулирующихся организациях! Похоже, без них сегодня никуда.
Наталья Масальская, директор информационно-методического центра «МиР» и одновременно председатель правления ТСЖ «Гагарина, 48», особо выделила задачу просвещения граждан в вопросах ЖКХ.
- Жилищное просвещение во многом могло бы облегчить реформу отрасли. Мы создали сайт «Школа жилищного просвещения» - это своего рода площадка для обмена опытом и для обмена позитивными практиками. Сайт пока работает в тестовом режиме. Для того чтобы он заработал в полную силу, нужны деньги.
«Человек от земли», Масальская отвергла предположение о намазанной медом жизни товариществ собственников. Каких только «накатов» не приходится им выдерживать! Вплоть до предложений оформить сертификат на мусор: какого вида вы его производите? Может, какой особенно опасный? По налогообложению - вообще отдельная песня.
- ТСЖ не может быть плательщиком земельного налога по той причине, что ТСЖ - это некоммерческая жилищная организация, которая в интересах собственников организует жизнедеятельность дома, никакой собственности ТСЖ в данном доме не имеет. Однако с нас налоговая инспекция требует оплаты этого налога. Товарищество почему-то заставляют оформлять кадастровое дело, делать паспорт на многоквартирный дом… данного налога. Проблема в том, что у нас нет регламента или инструкции - что и как делать. Да, законы есть – но необходимо прописать, как они должны исполняться!
С этим согласился и спикер. Борис Мальцев подчеркнул, что сегодня у власти нет никаких рычагов влияния на взаимоотношения в жилищно-коммунальной сфере. Единственное, что законодательная власть может и должна сделать - это принять закон или регламент, для того чтобы этот закон работал. Однако и в сознании граждан должны произойти перемены, они должны понять - чем больше средств вложат в свой дом, тем богаче они будут. А такие процессы в головах быстро не протекают.
Источник:ТОМСКИЙ ВЕСТНИК |
|
|
 |
|
|
|
|
|