|
27.03.2008 УК пытаются сделать «управляющими», используя общественное мнение
Томичи могут вспомнить, что такое перебои с водой. Такая сенсационная новость прозвучала на днях от главного или, если правильнее сказать, гарантирующего поставщика электроэнергии в Томске. Руководство ООО «Энергокомфорт Сибирь» заявило, что из-за долгов потребителей, возможно, прибегнет к вынужденной мере – ограничениям в подаче электроэнергии для «Водоканала» (МУП «ТЭК»).
Под должниками понимаются несколько предприятий. Это МУП "Томский энергокомплекс", снабжающий город водой, – он задолжал «Энергокомфорту» за электричество 83 миллиона рублей, а также управляющие компании – почти 9 миллионов. Причем последние ежемесячно «наращивают» долг на 2,5-3 миллиона рублей. Есть проблемы по оплате и с бюджетными организациями – за ними на сегодня числится 16 миллионов.
Проблема для продавцов электроэнергии действительно возникла очень серьезная. «Мы не производили расчет с ООО «Горсети» за февраль, ни копейки не перечислили на содержание сетей. Долги могут напрямую сказаться и на ремонтной кампании. Но самое печальное, что, если мы своевременно не оплатим купленную на рынке электроэнергию, можем лишиться статуса гарантирующего поставщика. Это угроза отстранения от покупки электроэнергии на рынке. Но за нами стоит вся территория Томской области», - заявил исполнительный директор ООО "Томская энергосбытовая компания", генеральный директор ООО "Энергокомфорт Сибирь" Андрей Буздалкин.
Поставщику действительно не позавидуешь, если учесть, что задолженность исчисляется десятками миллионов. Однако не дает покоя один момент: почему сегодня, когда все боятся проявления социального недовольства, особенно по части ЖКХ, намеренно, через СМИ до населения доводят чуть ли не предупреждение о завтрашнем ограничении в подаче воды? Ведь люди эту проблему все равно не решат – она другого порядка.
Возникло впечатление, что некто использует прессу как инструмент. Для чего? Для давления. Против кого? Очевидно, против тех, в кого и были направлены стрелы на встрече.
О долгах водного источника - МУП «ТЭК» - судить не берусь, хотя последние события напрямую говорят о том, что Муниципальное предприятие «ТЭК» упорно выталкивают с рынка, готовя его для частника?
Однако то, как складывается в последнее время ситуация с управляющими компаниями, позволяет выстроить определенную логическую цепочку.
Как таковых управляющих компаний в Томске нет, поскольку по определению такое предприятие должно не только чинить двери, смесители, убирать придомовую территорию, но и продавать жителям коммунальные услуги. То есть по сути являться посредником между ресурсоснабжающими организациями (тепло, свет, вода) и жителями: собирая деньги с населения, перечислять их поставщику. Удобно поставщику, поскольку он имеет дело не с каждой квартирой в отдельности, а только с УК – юридическим лицом. Удобно и жителям, потому что вместо веера квитанций от каждого продавца (опять же, за тепло, свет и воду) он получает одну – от своей управляющей компании, где за каждую услугу ему начислен платеж.
Неудобно только одной управляющей компании: поставщик просит деньги вперед и в размере 100%. Но на все сто население услуги никогда не оплачивает – должники есть в каждом доме. Поэтому в счет погашения этого долга компании вынуждены будут отдавать продавцам деньги, которые они получают за жилищные услуги. Если бы УК имели какой-то процент от коммунального сбора, то, подстраховавшись этой суммой, смогли бы выплачивать всю сумму сразу, и проблем бы не возникало. Но власть и поставщик воспринимают УК сугубо как бесплатного агента или посредника по передаче денег «из рук в руки». Поняв, что такой оборот дела – прямой путь к банкротству, предприятия в Томске не стали переходить в ранг управляющих компаний. У нас есть жилищные организации, которые занимаются обслуживанием домов, и – все.
Однако в прошлом году как гром средь ясного неба рухнул правительственный закон №185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Согласно этому документу в стране была создана государственная корпорация с огромным количеством денег на капитальный ремонт и расселение ветхого и аварийного жилья – 240 миллиардов рублей. Но получить эти деньги могут только юридические лица – УК, ТСЖ и ЖСК. Жилищные предприятия в том виде, в каком они есть массово в Томске, мимо денег пролетают. А ведь они обслуживают примерно 90 процентов всех домов. Тем временем Томской области светит порядка полутора миллиардов рублей, в том числе Томску – около 500 миллионов. По предварительным данным, у нас большие шансы деньги получить. Но как их освоить? Превратить жилищные структуры в управляющие компании, а значит, заставить их заниматься сбором коммунальных платежей.
Методов, коими власть пыталась этого добиться, было использовано несколько, но предприятия стоят намертво. Вероятно, очередная попытка и была предпринята на брифинге – заставить с помощью возмущенного населения расплачиваться хотя бы за чуточку коммунальных услуг: освещение в подъездах и снабжение электроэнергией лифтов. А еще лучше – за всю коммуналку, что, впрочем, и является конечной целью.
Возмутить же людей очень просто. В квитанции, которые получает человек от жилищного предприятия, прописан платеж за «содержание жилья». Когда-то, в бытность еще муниципальных предприятий, постановлением мэра Томска были предусмотрены расчеты и за электроснабжение мест общего пользования. Но организации стали частными, и это постановление для них потеряло силу. А поскольку в дальнейшем фирмы и вовсе твердо решили с коммуналкой не связываться, то договоры с «Энергокомфортом» разорвали и «электрические» строчки из платежа убрали. Правда, «содержание жилья» на эту сумму не уменьшили и людям не объяснили, что за освещение подъездов теперь они не платят. Получилась действительно некрасивая ситуация: человек оплачивает прописанную в жилищной квитанции сумму полностью, считая, что долгов у него нет. А на самом деле он уже не платит за электроэнергию на общие нужды.
В такой ситуации остается немного слукавить и сказать: «Жители! Вас обманывают управляющие компании. Они берут с вас платеж за электроэнергию для освещения подъездов и работы лифтов, а сами эти деньги поставщику не перечисляют. Они накопили 9 миллионов долга. Теперь лифтовые компании остановят лифты. Идите в свои УК и разбирайтесь». На тот факт, что жилищные предприятия деньги за свет не собирают, а следовательно, ничего поставщику не должны, можно закрыть глаза. Как и случилось: на брифинге он озвучен не был.
Для того чтобы наконец наладить сбор этих денег, поставщику нужно уже от себя выставить каждому собственнику жилья соответствующий платеж за МОП, что «Энергокомфорт» и собирается делать с 1 апреля. Получается, что рядовой потребитель, получив квитанцию по оплате электроэнергии, вдруг увидит одну или две дополнительные строчки – плата за МОП и лифт. Возмущение? Да. Куда его направить? На жилищные предприятия.
Таким образом поставщик отводит от себя гром, а власть получает возможность еще раз надавить на жилищные предприятия с целью включить их в ряды УК. Так что рычаг, как ни крути, целиком и полностью случился административный.
А ведь на самом деле таких усилий попросту бы не потребовалось. Предприятия бы стали управляющими компаниями без таких зверских усилий и платили бы и за освещение подъездов, и за электроэнергию по лифтам, и по квартирам, и по воде, и по теплу. Это бы случилось, если к ним, работающим в рынке, подключили именно рыночный механизм решения проблемы. За работу по сбору коммунальных платежей и, соответственно, за связанную с ним бухгалтерию они должны получать свой процент. А вот озадачиться тем, где взять эти деньги – из бюджета ли, либо пересмотреть тариф так, чтобы надбавка за сбыт не шла целиком поставщику ресурса, а перепадало еще и УК, нужно всем сторонам процесса, обязательно подключив все ветви власти. Эта проблема может решиться только на таком уровне, а не с помощью недовольства населения.
Источник:ТОМСКИЙ ВЕСТНИК |
|
|
 |
|
|
|
|
|