|
19.02.2010 Б.Мальцев: "Сегодняшнее положение с лифтами в сфере ЖКХ - это только вершина айсберга. Перед нами впереди стоят еще более сложные проблемы, которые сегодня никак не решаются"
Поводом для посещения спикером облДумы УК "Жилище", а именно эта УК обслуживает многоэтажки мкрн Центральный, расположенные на его избирательном округе, послужил вал обращений к депутату в связи с массовым отключением лифтов. Недавно Б.Мальцев презентовал книгу, выпущенную по его инициативе. Книга называется: "Учимся управлять своим имуществом и защищать свои права". Книга тут же стала пособием в "борьбе жильцов с УК". Лифты отключает УК в связи с окончанием нормативного срока службы, т.е. по истечении 25 лет эксплуатации. На сегодня УК "Жилище" вынуждено отключить 40 лифтов, и этот процесс продолжается. Обращения в УК от жильцов - а у УК "Жилище" за 2009 год таковых было 1700 - поступают не только по поводу работы лифтов. Б.Мальцев: "Есть нормативы, нормы срока службы инженерного оборудования домов. Соответственно, и сроки его ремонта, замены. Как эти сроки соблюдаются?". В.Хан, руководитель УК "Жилище": "Мы обследуем каждый дом и на каждый год предлагаем жильцам свои услуги, составляется смета. Жильцы ее рассматривают. А поскольку у них есть право выбора, то появляется новый перечень работ, а, соответственно, и финансирование с их стороны". Б.Мальцев: "Насколько нормативы, ваши предложения и предложения жильцов совпадают?". В.Хан: "Из того, что мы предлагаем, в лучшем случае, остается 5-10%".
Ситуация вырисовывается тупиковая: жильцы либо не хотят - а, скорее, не могут сегодня - нести такое бремя затрат на содержание дома, либо считают, что это априори обязанность государства. И дыра в 90-95% недоделок как раз и становится "полем" для недовольства. Хотим, чтобы у нас и крыша не текла, и батареи грели, и канализация нормально работала, и лифты, а денег готовы дать одну десятую от необходимого. Б.Мальцев: "Нашим сегодняшним коммунальщикам хозяйство досталось запущенное капитально. С размахом этот процесс запущения шел в "лихие девяностые". Страна находилась тогда в еще более удручающем положении, чем сегодня - во время кризиса. Например, по нормативам надо было ежегодно менять 15 км трубы, меняли, в лучшем случае, 3 км, на большее не хватало ресурсов. Не трудно посчитать, что только за 10 лет недоремонт составит уже 120 км. С плановым - 135. А возможности у коммунальщиков остались по существу те же, а во многом и меньшие. Потому как теперь появилась удобная отговорка: "Жилье теперь не государственное, приватизированное, содержать его должны новые хозяева, за свой счет". Это было бы на 100% справедливым доводом, если бы не масса "но". Закон о приватизации жилья вступил в силу в 1991 году. Никто тогда последствий бесплатной приватизации людям не объяснил. Им не сказали, что при социализме платежи населения за пользование жильем и за ЖКУ возмещали менее трети общих расходов ЖКХ, а более 2/3 оплачивало государство. Получалось, что квартплата не превышала 3% семейного дохода. Везде подчеркивалось: "Государство отдает жилье своим гражданам бесплатно!", но вскоре выяснилось, что платить, содержать свое приватизированное жилье надо по-капиталистически. При оставшейся социалистической зарплате". Плюс ежегодная инфляция, рост тарифов. В результате новые хозяева жилья скоро ощутили прелесть "халявы": разницу между социалистическими 3% и теми цифрами, что теперь стоят в "жировках" за коммунальные услуги. А тут еще лифты начали останавливать.
Массовое недовольство вряд ли удастся списать только на менталитет людей. Не может услуга оставаться социалистической при ценах, выросших до уровня мировых, и по существу при социалистической зарплате. Объективно не может! Где же тогда выход? Б.Мальцев: "Проще всего сказать: наши "хотелки" не совпадают с возможностями. Но ведь это не просто "хотелки", это - условия жизнеобеспечения. А это из другой категории понятий. Значит, и подход в решении возникшей проблемы должен быть другим, а не просто: теперь это твое жилье - ты и содержи!". Здесь ответственность на себя должны взять и государство, и муниципалитеты, и УК, и жильцы. Б.Мальцев: "Что касается остановки лифтов, то здесь я на стороне возмущенных граждан. Десятилетиями - независимо от того, приватизировано жилье или нет - они отдавали государству в лице муниципалитетов квартплату, в которую должны были входить амортизационные отчисления на восстановление лифтов. А теперь им говорят: "Восстанавливайте за свой счет!" Как тут не возмутишься? Не надо из жителей делать дураков! Те, кто собирал - пусть отдают! Да, название у государства сменилось, но само-то государство осталось! Другое дело, новые дома, которые сейчас сдаются, которые последние 3 года обслуживают новые структуры - УК. Теперь уже УК или ТСЖ должны аккумулировать на отдельных счетах отчисления жителей для будущей замены лифтов. Вот это уже никто на государство не повесит. Это-то вы хоть делаете?". В.Хан: "Нет, УК по правилам налогообложения не имеет права что-либо копить. Если копишь - это идет как прибыль. И будь добр - заплати с нее 24%. На следующий год - еще 24%. Чем дальше - тем накопления обесцениваются больше. Мы пытались объяснить налоговикам, что это не прибыль, это - амортизационные отчисления на износ оборудования, жители не могут заплатить разом десятки и сотни тысяч! Нам говорят - это ваши проблемы! Та же проблема и у ТСЖ, ЖСК".
Б.Мальцев: "Что же мы делаем! 25 лет назад заложили одну мину под себя, сейчас - другую. А ведь кроме лифтов есть еще и кровли домов. Сейчас появились деньги и на расселение из аварийного жилья, даже если оно приватизировано. И по линии капремонта. Надо составлять серьезную программу по лифтам! Ведь с каждым днем все больше и больше лифтов вырабатывают свой ресурс". В.Хан: "Можно продлить срок службы остановленных лифтов еще года на 2, но для этого - по заключению "Котлонадзора" - необходимо провести их ремонт, модернизацию. Цена вопроса - за каждый лифт минимум 300 тыс. руб. Новый лифт стоит 1,6 млн руб. Это сегодня. А уже с 1 июля вступает в силу новый техрегламент безопасности лифтов, согласно которому отработанные свой ресурс лифты необходимо будет менять не просто на новые, а на более совершенные - с системой дымоудаления, с более совершенной тормозной системой, с сотовой связью. Такие лифты будут стоить уже не 1,6, а 2,5 млн руб. Только в УК "Жилище" нынче к 40 уже стоящим механизмам добавится еще 15". Б.Мальцев: "Значит, если сегодня не найдем средств на модернизацию остановленных лифтов, то уже в июле средств на решение проблемы с лифтами потребуется в 8 раз больше?". В.Хан: "Выходит, так".
На встрече спикера с работниками УК "Жилище" выяснилось, что, например, Минрегионразвития, согласно постановлению правительства, еще в 2007 году утвердило "Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома". То есть все, кто строил после выхода этого Положения дома, должны вручать такие инструкции собственнику в лице ТСЖ. Такая инструкция может храниться и в УК. Но инструкций в Томске до сих пор нет. Ни одной инструкции по эксплуатации дома ни одна строительная организация не выдала, а ведь там и должны быть расписаны все нормативы по содержанию дома. Тогда бы и собственник знал, к чему готовиться завтра, какой надо делать ремонт. И споры (жильцы - УК - мэрия) решались бы не на эмоциях, а на основе единого правового акта, регламентирующего все работы по содержанию и ремонту дома. Другой пример правового неурегулирования в сфере ЖКХ. Минэкономразвития постановлением правительства поручено было до 1 октября 2006 года утвердить порядок определения состава общего имущества в многоквартирных домах, форму документа техучета такого имущества. Прошло более 3-х лет - такого документа нет. А до его принятия такой учет не производится. Получается, что те же лифты могут не быть признаны общим имуществом. И что тогда? Б.Мальцев: "Правовое регулирование в сфере строительства и ЖКХ у нас несовершенно. Его надо дополнять новыми законами и нормативными правовыми актами. Надо просвещать население, власть и УК. ГосДума Томской области в ближайшее время приступит к разработке недостающих нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ. Там, где это наша компетенция, - будем принимать областные законы. Там, где компетенция федерации, - будем выходить с законодательными инициативами в ГосДуму РФ, в правительство. Положительный опыт решения таких вопросов у нас имеется. Сегодняшнее положение с лифтами - это только вершина айсберга. Перед нами впереди стоят еще более сложные и тяжелые проблемы, которые сегодня никак не решаются".
Источник:"Красное знамя" |
|
|
 |
|
|
|
|
|