пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 
 
 
 
   

20.05.2010


В.Жилкин, руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по области: "Раскрыты системные механизмы растаскивания бюджетных средств из Фонда реформирования ЖКХ"

Недавно ряд томских СМИ обнародовали любопытную, но устаревшую информацию о том, что проверка, проведенная осенью 2009 года Счетной палатой Томска в сфере ЖКХ (анализировались итоги 2008), выявила серьезные нарушения. "По итогам проверки возвращено в бюджет около 4,5 млн руб., еще 6 млн руб. УК закроют выполнением работ на жилом фонде, возбуждено четыре уголовных дела", - цитировали источники главу Счетной палаты В.Вакса, прокомментировавшего специальное апрельское заседание Совета по противодействию коррупции при губернаторе. В.Жилкин: "Работу Счетной палаты в 2009 году комментировать не стану - у меня нет информации ни по реально возмещенным после их проверки средствам, ни по фигурантам вышеупомянутых уголовных дел. Но опубликованная информация не имеет никакого отношения к прошедшему заседанию антикоррупционного совета: оно было посвящено результатам ревизии, проведенной Росфиннадзором, и не в 2009-м, а в январе - марте 2010 года". Корр.: "Почему Росфиннадзор раньше не проверял эти деньги?". В.Жилкин: "В 2008-09 гг. нам не разрешали проверять расходование средств из Фонда реформирования ЖКХ: почему-то считалось, что эти средства не федеральные. Наша же организация наделена правом контроля только за федеральными деньгами. Без особых на то полномочий мы не можем заглянуть ни в областной, ни в муниципальный бюджеты".

Корр.: "Но Фонд реформирования ЖКХ сформирован федерацией, и 185-й закон - федеральный". В.Жилкин: "Да, но понятие "федеральные деньги" законодательно не урегулировано, и в течение 2-х лет считалось, что средства фонда ЖКХ, попадая в регионы, становятся региональными. Хотя все другие трансферты, проходящие тем же путем, федеральными признавались. В начале 2010-го мы получили задание от Федеральной службы финансово-бюджетного надзора провести выборочную проверку и с середины января до конца марта проанализировали деятельность 16 УК области. Выбрали, исходя из объемов (эти УК освоили около 70% средств, выделенных проверенным муниципалитетам), а также основываясь на некоторой информации от правоохранительных органов. Проверки проводились в Томске, Северске, Томском районе и Колпашево. Проверка обнаружила полную бесконтрольность, беспредел. Мы регулярно проверяем госучреждения федерального подчинения, различные субвенции и субсидии, ФЦП и нацпроекты, и все знают: Росфиннадзор неизбежен, значит, дела должны быть в порядке. А УК - край непуганых директоров. Я был поражен: неужели так еще можно работать? Из Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2008-09 гг. в область поступил 1 147 млн руб. На уровне бюджета области нами проверена вся сумма. Выявлено нарушений более чем на 585 млн руб. Из них 210 млн - искажение данных бюджетного учета, 209 млн - несвоевременное перечисление средств. Остальные нарушения (166 млн) посерьезнее: устройство скатных кровель без проверок и экспертиз (что может быть очень опасно); завышение стоимости и невыполнение объемов работ и др. А часть денег УК и вовсе оставили себе.

- Пройдя через казначейство, средства в итоге поступают в мэрию, мэрия распределяет их по УК в соответствии с утвержденными планами работ, проектами. Затем заключались договоры с фирмами-исполнителями сомнительного свойства: во всех проверенных организациях подрядчики оказались липовыми, и нигде генподрядчик не выполнял работ сам. Часто директор УК подписывал договоры сам с собой - как с директором (учредителем) подрядной организации. Затем у этого подрядчика рождался договор с третьим лицом. Это, как правило, фирма-обналичка, зарегистрированная в соседнем регионе и неспособная выполнять работы. На каждом этапе оседала часть денег. В итоге из направленных на ремонт, к примеру, 7 млн до дела доходили 4-5 (точнее сказать трудно). На оставшиеся деньги нанимается самая халтурная бригада, которая работает с доступным ей качеством. Наши ревизоры побывали далеко не во всех квартирах, но много чего нашли. Например, б/у батареи. Батареи из одного подъезда моют, подкрашивают и переставляют во второй, выдавая за новые. На ремонте и замене систем отопления и водоснабжения работали несертифицированные специалисты. Проверенные УК не заключили ни одного договора с нормальными строительными организациями, переживающими серьезный кризис и крайне нуждающимися в заказах! Мы выявили системные нарушения и показали механизмы растаскивания бюджетных средств из Фонда реформирования ЖКХ на разных этапах. Счетная палата к этой работе никакого отношения не имела. Она в прошлом году анализировала лишь статистику департамента ЖКХ, а потом осмотрела несколько объектов - в УК они даже не заходили".

Корр.: "Но ведь была приемка". В.Жилкин: "Да, для этого даже было создано муниципальное унитарное предприятие "Томсктехнадзор", оно и подписывало акты - с этим еще предстоит разбираться. На заседании антикоррупционного совета из уст представителей муниципалитета и Счетной палаты прозвучало: мол, поскольку в Фонде реформирования ЖКХ нет муниципальных средств, они в этот "кошелек" заглянуть не могли, для контроля надо было с каждого собственника жилья взять доверенность, разрешение на проверку, ведь по условиям 185-го ФЗ капремонт софинансируется из средств собственников. Думаю, муниципалы лукавят. Во-первых, в каждом доме есть квартиры, собственником которых является муниципалитет, что дает ему право проверить проведение ремонта. Во-вторых, по условиям 185-го ФЗ софинансирование капремонта идет и из муниципального бюджета. Думаю, дело не в том, что не могли, а в том, что не хотели контролировать. А полный контроль нужен был на всех этапах. Корр.: "Нынешняя программа модернизации жилфонда скромнее, но тоже немаленькая: изначально - 685 млн плюс дополнительно более 100. Когда будут озвучены "имена героев"? Состоятся "посадки"?". В.Жилкин: "В начале апреля мы направили информацию губернатору, в УВД, в ФСБ, прокуратуру, главному федеральному инспектору по Томской области, в антимонопольную службу, мэрам Томска, Северска, Колпашева и главе Томского района. Реакция губернатора очень резкая: он потребовал немедленно рассмотреть эту информацию на Совете по противодействию коррупции, изменить практику выделения денег УК, взяв этот процесс под полный контроль.

- Назвать "имена героев" мы не можем: с момента передачи сведений в прокуратуру мы теряем право на их огласку, поскольку это может помешать следствию". Результаты проверки, проведенной ТУ Росфиннадзора в январе - марте 2010 года: Из Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2008-2009 годах в область поступило 1,147 млрд руб. Выявлено нарушений на сумму свыше 585 млн руб.: искажение данных бюджетного учета - 210 млн; несвоевременное перечисление средств - 209 млн; устройство скатных кровель без проверок и экспертиз - 57 млн; завышение стоимости и невыполнение объемов работ - 5,3 млн; выполнение работ не в соответствии с проектом - 5 млн; приобретение квартир по цене, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, - 19,3 млн; использование при ремонте отопления бывших в употреблении батарей и труб - 3 млн; приобретение непригодного для проживания жилья - 32 млн; не перечисленные подрядчикам и не направленные в ином виде на ремонт, а оставленные управляющей компанией-генподрядчиком себе средства фонда - 3,4 млн. Вчера в Росфиннадзор позвонили жильцы одного из многоквартирников Томска - просили проверить ремонт, который был сделан в их доме. Получив рекомендацию обратиться в прокуратуру, люди пообещали пожаловаться в Москву. Так что работа ТУ Росфиннадзора будет продолжена.

Источник:"Томские новости"


 К списку новостей Отправить другу
 
Главная | Карта сайта | Контакты | Политика конфиденциальности