|
23.06.2007 Действующие тарифы на жилищные услуги были установлены органами местного самоуправления в 2004 году
В редакцию "ВТ" нередко поступают вопросы от томичей: "На каком основании жилищные организации повышают цены на свои услуги"? Гордума решения о пересмотре тарифов не принимала, жильцы также не были поставлены в известность, хотя по договорам с УК жилищники обязаны согласовывать с собственниками жилья изменение тарифа. ... Действующие тарифы на жилищные услуги были установлены органами местного самоуправления в 2004 году. Уже на тот период времени, по мнению жилищников, экономически обоснованный тариф составлял более 8 рублей по статье "содержание жилья" и более 9 рублей по статье "на текущий ремонт". Тем не менее, городская дума встала на сторону жильцов, депутаты установили для томичей более низкие тарифы: 5,13 руб. и 6,21 руб. за кв. м соответственно. В среднем по городу цена за содержание жилья и текущий ремонт в зависимости от количества этажей и уровня благоустройства дома составляет 10 руб. за кв. м.
До сих пор большинство жилищных компаний в городе работают по тарифам трехлетней давности. Хотя в январе нынешнего года случился первый прецедент - УК "Жилище" в одностороннем порядке приняла решение о повышении цен на услуги ЖКХ. Цифры в январских квитанциях, которые получили собственники квартир, вызвали волну протеста. Плата за содержание дома выросла на 25 %, а за капремонт и вовсе увеличилась более чем в 2 раза. В самой УК соглашаются: по закону самостоятельно повышать тарифы УК не имела права, устанавливать их сегодня могут только собственники квартир. Однако еще в октябре прошлого года УК "Жилище" разослала всем своим жильцам письма с просьбой решить, какой объём ремонтных работ в доме нужно будет выполнить и сколько жильцы готовы за это удовольствие заплатить. Но ответов пришло очень мало, люди оказались на удивление пассивны.
Не осталась в стороне от вопроса по жилищным тарифам мэрия. С февраля по распоряжению И. Шатурного городская администрация проводит мониторинг тарифов на содержание и текущий ремонт жилья. В департаментах экономики и ЖКХ сейчас ведутся расчеты тарифов, которые будут рекомендованы томичам на содержание жилых домов в зависимости от их износа, уровня благоустройства, этажности и других параметров. Пока УК, работающие с жителями, выбравшими непосредственное управление домом, не торопятся выходить с предложением пересмотреть цены на жилищные услуги. С. Панасюк: "На самом деле собственники жилья должны самостоятельно решать, какие работы на доме им в этом году надо сделать и сколько они могут потратить. Исходя из имеющихся у жильцов пожеланий и возможностей, и устанавливается тариф. Однако население города в этом отношении пока достаточно пассивно, а управляющие компании не спешат разъяснять жителям их права". В то же время "укашки" сами пока не осмеливаются выходить с предложением поднять тариф к жильцам действительно запущенных домов, куда вкладывать нужно гораздо больше средств, чем реально собрать. Однако рано или поздно, считают в городской администрации, население разберется в жилищном вопросе. ...
Сами жилищники выступают за повышение тарифа и приводят в свою пользу весомые аргументы. Во-первых, инфляционная составляющая, которая регламентирована правительством и составляет 10-11 % ежегодно. Таким образом, тарифы за эти 2 года должны были подняться минимум на 20 %, но этого не произошло. Во-вторых, значительно удорожали строительные материалы. В-третьих, на 17 % увеличилась плата за электроэнергию, выросла стоимость коммунальных услуг. В итоге с каждым годом жилищным организациям все тяжелее выполнять один и тот же объем ремонтных работ на прежнюю сумму. Одновременно жилищники говорят о том, что почти во всех УК сегодня работает система подомового учета. Жильцы знают, что деньги, заплаченные ими за жилищные услуги, не пойдут на иные цели: ремонт другого дома или благоустройства соседнего двора. Собственники жилья по закону имеют право потребовать с компаний отчет о собранных средствах и выполненных работах на данный момент. К тому же перед началом ремонтных работ обслуживающая жилищная организация обязана посоветоваться с людьми, проинформировать: что собирается делать, какие средства на это понадобятся, сколько времени уйдет. ООО "УК "Северная", директор О. Иванов: "Наша УК приняла на содержание первые дома год назад. Отремонтировав кровли, наведя порядок в подвалах, во дворах и на контейнерных площадках, мы сели за расчеты, чтобы определить: сколько денег нам нужно на содержание жилого фонда. Выводы оказались неутешительными - средств, которые платят жильцы, не хватает. Инфляция в нашей стране составляет 10-12 % в год, энергоносители, ГСМ, банковские услуги, стройматериалы дорожают еще более быстрыми темпами, а ведь все это - расходы жилищной управляющей компании. Растет зарплата, улучшается благосостояние граждан. А наш тариф по содержанию общего имущества не менялся уже 3 года. В настоящее время мы не ставим вопрос о повышении тарифа на текущий ремонт, мы согласны выполнять работы, будучи уверенными в долгосрочности отношений с жильцами - собственниками квартир, что позволит нам планировать работу на несколько лет вперед. Однако мы убеждены: тарифы на содержание общего имущества подлежат пересмотру".
ООО "УК "Мокрушинское", директор А. Ющенко: "Зачастую наша компания делает работ на доме даже больше, чем собирает с жильцов средств за оказанные жилищные услуги. К примеру, в домах NN 12 и 12а по ул. Мокрушина мы сделали работ на два года вперед. Все заработанные средства мы направляем на развитие, на ремонт домов. По большому счету, наша компания работает сейчас на перспективу. В нынешнем году компания решила сосредоточиться на ремонте подъездов. Продолжится работа по замене дверей на новые, ремонту фасадов, разбивке клумб, цветников, высадке деревьев и кустарников во дворах. Материал уже закуплен, и к концу лета дома в микрорайоне Мокрушинский станут еще красивее. Тем не менее даже после такой показательной работы компании находятся жильцы, не желающие платить за оказанные жилищные услуги. Число неплательщиков колеблется от 12-14 %. Самое интересное, что это платежеспособные люди, которые могут, но не хотят платить за услугу по каким-либо своим соображениям. ...Некоторое повышение тарифа на жилищные услуги в интересах не только жилищных организаций, но и самих жильцов, простых томичей. Но вопрос этот нужно согласовывать с населением, мнение жильцов должно учитываться в первую очередь. Кроме того, жилищный тариф должен быть экономически обоснованным и обязательно пройти через экспертизу государственных специализированных институтов и органов власти".
ООО "Жилсервис", генеральный директор С. Автомонов: "В соответствии с законом тариф на содержание и ремонт жилья должен быть достаточным для выполнения необходимых работ, предусмотренных законодательством и правилами содержания жилищного фонда. В Томске большинство УК до сих пор работают по тарифам, утвержденным постановлением мэра три года назад, в 2004 году. С тех пор произошло существенное повышение цен на строительные материалы, увеличился размер оплаты труда. К примеру, мешок цемента в 2004 году стоил 64 рубля, а сегодня уже 250 рублей, зарплата сантехника заложена в тарифе в размере 2400 рублей, а сегодня хорошему специалисту необходимо платить не менее 10000 рублей. Конкуренция между УК не позволяет сегодня сохранять демпинговые цены за счет снижения качества услуг. Поэтому если жители желают получать необходимый уровень жилищного сервиса, необходимо понимать, что тарифы на ЖКХ также должны быть проиндексированы. По заказу компании "Жилсервис" Институт развития ЖКХ в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока провел экспертизу жилищного тарифа, в соответствии с которой экономически обоснованное повышение тарифа должно составлять не менее 40-50 % по отношению к действующим тарифам".
УК "Управа", директор С. Бердинский: "Пересмотр тарифа на жилищные услуги необходим. ...В то же время мы понимаем, что каждый дом должен иметь свою собственную схему расчета тарифа. ...Сегодня львиную долю затрат государство переложило на собственников жилья, несмотря на то, что жилфонд преимущественно нуждается в серьезном ремонте. И не бывает, образно говоря, за уплаченные 10 копеек исполнения работ на рубль. Увеличение тарифов на самом деле не есть способ заработать управляющей компании как можно больше денег. Качественный ремонт требует соответствующих затрат...". Требования управляющих компаний, в принципе, справедливы. Но жители должны ощущать и обратный процесс - снижение платы за услуги. Такие, пока, правда, немногочисленные примеры, в городе имеются. Одна из УК в Кировском районе снизила стоимость услуг для жильцов тех домов, где сделан капремонт кровли, систем отопления, горячего и холодного водоснабжения - там не требуется больших затрат на ремонтные работы.
Жилищники говорят: качественный ремонт требует соответствующих затрат. Чтобы привести дома в порядок, денег нужно кратно больше, чем сейчас собирают с жильцов УК. К примеру, чтобы капитально отремонтировать кровлю в стандартной четырехподъездной пятиэтажке, нужно наскрести более миллиона, а где-то и 1,5 миллиона рублей, тогда как со всех жильцов в год собирается 400-500 тысяч рублей. Выход здесь, наверное, только один - совместить тариф, необходимый для содержания жилья, и тот, который жилец реально может платить...
Источник: "Вечерний Томск", 21.06.2007
|
|
|
 |
|
|
|
|
|