В Томске произошло событие российского масштаба - состоялся первый международный конкурс на право аренды объектов ЖКХ
Корр.: "За право доставлять томичам воду бились 9 компаний. Победителем конкурса признана компания "Веолия Вода Томск". Почему конкурс прошел именно в Томске? Почему российские операторы сопротивлялись заходу на рынок услуг ЖКХ иностранной компании с мировым именем?". Н.Николайчук: "Это была политическая воля, никакое большое дело нельзя строить на основе диктата. Политическая воля заключалась в желании разобраться, почему все называют коммунальное хозяйство черной дырой и почему для решения элементарного вопроса о том, чтобы дать возможность в конкурсе участвовать иностранной компании, нужна политическая воля". Корр.: "Зачем тогда меморандум между Н.Саркози и Д.Медведевым был подписан?". Н.Николайчук: "Подписывалось соглашение между компанией "Веолия" и Томской областью, которое носило рамочный характер. Мы до конца не верили, что компания "Веолия" будет участвовать в конкурсе, потому что было много разных сложностей, связанных с подготовкой документов, с позицией других игроков на этом рынке. На самых разных уровнях мне говорили о том, что если такая компания будет участвовать, российские компании объединятся и не дадут зайти". Р.Поль, исполнительный директор "Веолия Вода" по СНГ, России и Турции: "Часто во Франции мне приходится слышать, что о России говорят, что это очень сложная площадка для инвестирования. Томск обладает определенной спецификой. В рамках нашей политики нас привлекают возможности модернизации, нам это очень нравится".
И.Иткин, гендиректор ОАО "Томское производственное объединение "Контур": "Понимаете ли Вы, что зарубежная компания, войдя в инфраструктуру города, серьезно изменит отношения бизнеса и власти в городе, поскольку, несмотря на крайнюю востребованность этой услуги, заказчика этой услуги предстоит еще создать. Если заказчик будет создан, и в общественном сознании укоренятся другие отношения с предприятием-монополистом, чем те, которые есть сегодня, как будут чувствовать себя другие предприятия-монополисты?". Р.Поль: "Невозможно выстроить нормальную работу, не нарушая равновесие. Необходимо работать с уже существующими поставщиками для повышения качества услуг. Может быть, имеет смысл быть более требовательными, плотно обсуждать отдельные тарифы. Речь для нас не идет о разрушении уже существующего, а речь идет о возможностях, которые это существующее может предоставить нам". И.Иткин: "Главным результатом деятельности здесь французской компании является не чистая вода, а изменение условий бизнеса, изменение инфраструктуры экономики и взаимодействия власти и бизнеса. Никакого бизнеса не получится, если власть не будет поддерживать действия французского бизнеса". Н.Николайчук: "Это сотрудничество, а не попытка все те проблемы, которые у нас сегодня есть, переложить на компанию, которая пришла". С.Панасюк, депутат горДумы, зам. гендиректора по сбыту теплоэнергии томского филиала ОАО "ТГК-11": "Вы 3 года имеете пристальное внимание к "Водоканалу" и серьезно занимаетесь его проблемами, и при этом с момента прихода Вас к власти, Вы серьезно заменили там команду, завели туда команду управленцев, которые подняли "Сибэлектромотор". Более 1,5 лет - они не справились? Какова причина того, что мы муниципальный "Водоканал" сдаем в аренду?". Н.Николайчук: "У меня есть статистические данные о количестве повреждений, которые одновременно находились на территории города. Таких повреждений 1,5 года назад до прихода команды было 230. сегодня таких повреждений 25. Это предел тех решений, теперь нужны инвестиции.
- Позиция правительства проста - муниципальные унитарные предприятия не кредитуются, не финансируются, поскольку они признаны неэффективными. Работа антикризисной команды управления в "Водоканале" - это исключение, а не правило в России. Сегодня муниципальное унитарное предприятие не возьмет длинного кредита, а кредит должен быть не менее 2 млрд руб. лет на 10. Нам нужно принимать решение о частном операторе, который должен прийти и управлять "Водоканалом"". В.Фурсин, общественное объединение потребителей: "Поскольку Ваш бизнес будет оплачиваться за счет наших карманов, гарантируете ли Вы, что размер тарифа будет ниже, чем в других регионах?". Р.Поль: "Решения принимаются и муниципалитетами, и областью, исходя из наших цифр по расходам и затратам, по инвестициям, которые ежегодно должны обсуждаться и приниматься местными властями на этом уровне". И.Райскин, бывший директор МП "Водоканал": "Вы приходите не на пустое место, у этого предприятия огромная история. "Водоканал" стал банкротом не по своей вине, а по вине того, что на него навесили долги других организаций. Это говорит о том, как руководство города отнеслось к организации, имеющей такую славную историю. Это было совсем недавно, когда возник "Энергокомплекс". Что это такое, я до сих пор не понимаю". Корр.: "Не после ТКС?". В.Резников, гендиректор ЗАО "Горэлеткросети": "Особой прибыли в "Водоканале" никогда не было. "Двинул" "Водоканал" экс-директор В.Брюханцев, тогда мэром города был А.Макаров. Было принято решение, и "Водоканал" начал возрождаться. Было сделано очень много. Когда в 2003 году было принято решение передать в ТКС, они пошли таким путем - зачем что-то туда вкладывать, лучше оттуда брать. Я изучал компанию "Веолия". В Шанхае они не только транспортируют, но и производят качественную воду, а там большой очень город. Я задал вопрос - сколько у вас потерь? Мне ответ был - ноль. Компания серьезная пришла в Томск. Я уверен, что она сработает отлично". И.Райскин: "Какую задачу поставило перед Вами руководство города? Какую воду Вы будете подавать в город для питьевых целей?". Р.Поль: "В отношении Томска наше приоритетное решение - это подземный источник". Н.Николайчук: "Стоимость подземной воды составляет за кубометр 17 рублей, стоимость речной воды - 29 рублей за куб. Речная вода дороже подземной. У нас вся экономика перевернута, и наводить порядок нам придется очень серьезный".
В.Брюханцев, директор СУ ТПСК: "Я не верю, что менеджеров сегодня нет в Томске, которые могли бы управлять. Мне непонятно - за счет чего вы будете инвестировать, и как будете возвращать деньги? Если в Лионе вода стоит 1.5 евро, а у нас 0,5 евро, то где бизнес при таких потерях?". Р.Поль: "Наш бизнес зиждется на модернизации и на улучшении качества предоставляемых услуг. Мы работаем плотно с крупнейшими муниципальными структурами в мире. Наша компания была создана в эпоху, когда у власти во Франции был Наполеон III". Д.Покровский, ТГАСУ: "Как вы расцениваете водоснабжение - как область предоставления коммунальных услуг или как сферу жизнеобеспечения, без которой не обойтись? Не окажется ли так, что усовершенствовав системы водоснабжения, мы потом окажемся перед необходимостью оплачивания очень высокой стоимости коммунальных услуг?". Р.Поль: "Мы работаем в области, где состыковывается высокое технологическое качество и взаимоотношения между государственным и частным секторами". В.Кононков, ГТРК "Томск": "У меня вызвало симпатию поведение "Росводоканала", потому что это была единственная компания во время конкурса, которая предложила публично обсудить проекты конкурсантов. В этом конкурсе 4-й критерий, о котором много все говорят, А.Абрамов в открытую сказал, что любому томичу ознакомиться с этим будет затруднительно, так как это - коммерческая тайна, правильно это? У меня вызвали сомнения события конкурса, когда он состоялся такой кулуарный". Н.Николайчук: "Никакой коммерческой тайны здесь нет, есть позиция оградить от внешнего воздействия членов конкурсной комиссии. В ближайшие дни Вы сумеете увидеть, кто и как проголосовал".
Корр.: "Вы знали о том, что компания "Росводоканал" - это не "Российский водоканал", а "Региональные объединенные системы", зарегистрированный в оффшоре, где зарегистрирована мексиканская и колумбийская наркомафия?". В.Кононков: "Где она зарегистрирована, я не знал, но как расшифровывается аббревиатура, я знал. По крайней мере, "Росводоканалу" это не мешает быть оператором в России во многих городах и даже на Украине. Вы пытаетесь намекнуть на то, что "Росводоканал" меня подкупил". Корр.: "Ни в коем случае!". В.Кононков: "Да, нам "Росводоканал" платил деньги за сюжеты, но он это делал через коммерческий отдел компании, это нормальная практика". И.Иткин: "Какова структура размещения заказов по тем странам, где вы работаете? Какова была бы оптимальная доля в процентном отношении размещения заказов здесь и импорта при реконструкции "Томскводоканала"?". Р.Поль: "Если завтра начинается модернизация, то она начинается с инжиниринга и строительных направлений. Здесь в 100-процентном объемы такие работы должны выполняться российскими компаниями. Речь идет о создании отдельной географической информатизированной системы". Н.Николайчук: ""Веолия" имеет возможность не только участвовать в реконструкции томской коммуналки, но и в развитии ТВЗ, и компания сегодня обсуждает наши предложения войти в ТВЗ резидентом. Это и возможность участвовать в работе одного из томских университетов для того, чтобы заниматься подготовкой и переподготовкой специалистов. Эти наши предложения не нашли отторжения у руководителя компании. Р.Поль не только со мной обсуждал эти вопросы, но такое обсуждение ведется и на уровне руководства компании и во Франции". В.Резников: "Я бы пожелал "Веолии" не привозить сюда из своего филиала, из Китая рабочих, а обучить наших рабочих. Они умеют работать - оденем их, снабдим техникой, чтобы они достойную получали зарплату". А.Стуканов, зам. начальника департамента международных и региональных связей администрации Томской области: "Давайте не забывать, что система коммунальная и система "Водоканала" в Томске очень сильно не нравится томичам. Мне кажется, что надо что-то делать с этой системой. Н.Николайчук еще года полтора назад говорил, что надо что-то делать, я рад, что что-то происходит. У Вас компания очень большая - у Вас есть "Веолия - окружающая среда", "Веолия - отходы", "Веолия - энергия". Вы собираетесь их всех сюда приводить или ограничитесь только водой?". Р.Поль: "Сначала нам нужно будет подтвердить свою состоятельность". ...