Количество жалоб на тему ЖКХ в 2010 году существенно возросло, отмечают в прокуратуре области
Прокурорами в минувшем году выявлено 1 076 нарушений закона, принесено 59 протестов, в суды направлено 69 заявлений, внесено 286 представлений, в результате чего к дисциплинарной ответственности привлечено 36 виновных, к административной ответственности - 29, объявлено 509 предостережений, возбуждено 5 уголовных дел. .Черневич, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Томской области: "Думаю, и в этом году жалоб будет не меньше. Основных причин 3: отношения поставщиков услуг и пользователей еще далеки от цивилизованных; в коммунальной сфере продолжается передел рынка; растет юридическая грамотность населения". Большинство нарушений закона выявлено в деятельности организаций, предоставляющих услуги по электро- и теплоснабжению: они включали в контракты с учреждениями незаконные условия об основаниях полного или частичного прекращения подачи услуг, не предусмотренные законом нормы о порядке их оплаты. В нарушение Порядка расчетов за теплоэнергию и природный газ, утвержденного постановлением правительства, при заключении контрактов незаконно устанавливалась обязанность бюджетных учреждений производить оплату энергоресурсов путем авансовых платежей.
В 2010 году прокуратурой области в Арбитражный суд направлено 20 заявлений о признании частично недействительными договоров об энерго-, водо- и теплоснабжении. 5 исковых требований прокурора удовлетворены, по 15 производство прекращено в связи с добровольным устранением нарушений. Львиная доля обращений граждан связана с процедурой проведения общих собраний собственников жилья многоквартирных домов, но в компетенции ведомства - не все обращения по этой теме. Отказ в передаче технической документации от одной УК другой - еще один лидер по жалобам. Причем среди них много заказных, явно демонстрирующих, как игроки рынка пилят жилфонд. Речь всегда идет о больших деньгах: одна компания, отвоевавшая дом, уже тратится на его содержание, а другая - не согласная на развод, собрала платежи на свои счета и не отдает их выбранной жильцами УК. Нормативные сроки отключений ГВС - 2 недели, больше - только в случае аварии. Этими правилами пренебрегали УК "Центральная", "Комфорт", "Компания "Каштачная". Подача ГВС была возобновлена только после вмешательства прокуратуры. Должник может быть лишен электроэнергии только при соблюдении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Нередки случаи, когда порядок игнорировался. Меры воздействия прокуратура предпринимала к "Томской энергосбытовой компании", "Энергокомфорт-Сибирь", компании "Жилсервис", ТСЖ "Венера", ТСЖ "Спартак", ООО "Гранит", "Управдом".