73% потребителей в Томской области оплачивают тепловую энергию по показаниям приборов учета
Среди них предприятия бюджетной сферы, предприниматели и часть многоквартирных домов. Остальным обзавестись счетчиками предстоит в ближайшее время. Согласно федеральному законодательству к 1 января 2012 года приборами учета должны быть оснащены абсолютно все потребители (организации, здания, сооружения и многоквартирные дома). Те, кто этого не сделает, столкнутся с трудностями балансового метода и административной ответственностью. Заместитель гендиректора по сбыту тепловой энергии ТГК-11 С.Панасюк: "Прибор учета тепловой энергии сегодня - это единственные весы, которые позволяют платить строго по факту потребления энергии". Для потребителей прибор учета - это возможность экономить денежные средства, для поставщика - инструмент, с помощью которого можно отслеживать потребление, искать места утечек и таким образом повышать эффективность работы всей системы. С.Панасюк: "По закону установка и содержание приборов учета - обязанность потребителей. Этот процесс находится вне компетенции энергоснабжающей организации".
Работы по установке прибора начинаются с составления проекта. Специалисты по оборудованию узлов учета тепловой энергии (в Томске этим занимается целый ряд коммерческих фирм) проводят все необходимые расчеты, подбирают оборудование, контрольно-измерительные приборы и, главное - теплосчетчик. Разработанный проект согласуют с поставщиком тепловой энергии. Если "добро" получено - прибор учета можно монтировать. Далее согласно правилам готовый узел учета тепловой энергии принимает инспектор теплоснабжающей организации. Если и на этом этапе все в норме, прибор пломбируется и запускается в работу. Счетчик - устройство хлопотное, требует постоянного обслуживания сервисной организацией. Помимо установки на потребителя ложится плата за содержание прибора учета тепловой электроэнергии. Так, например, теплосчетчики периодически должны проходить обязательную поверку: не утратил ли прибор точность измерения во время эксплуатации? Длина межпроверочного интервала зависит от типа и стоимости прибора. Дешевые приборы быстрее окупаются. Дорогие имеют возможность работать дольше без поломок и потерь в метрологической точности.
Снимать показания приборов учета тепла необходимо ежедневно. Передавать эти показания энергетикам потребители обязаны раз в 10 дней. На основе этой информации в ТГК-11 и производят ежемесячное начисление платежей. В квитанции помимо индивидуального потребления энергетики указывают суммарный объем теплоэнергии, "съеденной" домом. С.Панасюк: "Объем потребления зависит от того, кто и как эксплуатирует дом. Показания счетчика могут стать стимулом к проведению мероприятий по повышению энергоэффективности. Эти работы позволят снизить объем потребляемой домом электроэнергии и уменьшить счета за отопление". Сами же представители энергоснабжающей организации от процедуры установки приборов учета, снятия показаний максимально дистанцированы. Сотрудник ТГК-11: "Мы совершаем контрольные проверки. Тепловая энергия является товаром, и зафиксировано немало случаев, когда ее воруют. ТГК-11 заинтересована в их выявлении, поэтому у нас работают инспекторы, которые контролируют процесс. Кроме того, инспекция оценивает техническое состояние сетей - это позволяет поддерживать их в исправном состоянии".
Оборудование узла учета тепловой энергии - удовольствие не из дешевых. На установку счетчика предпринимателю потребуется от 40 до 80 тыс. руб. Дорого. Но пренебрегать установкой прибора учета - себе дороже. Если физические лица в случае выхода счетчика из строя оплачивают энергию по нормативу, в отношении юридических лиц действуют другие правила. Если учет потребления теплоэнергии по факту не налажен, в отношении предприятий и организаций начинает действовать так называемый балансовый метод. С.Панасюк: "Сейчас мы ожидаем выхода новых правил коммерческого учета тепловой энергии. Пока, предъявляя счета по балансовому методу, мы пользуемся 105-й методикой, которая была принята ведомствами. Эта формула в законодательных документах сопровождается замечанием: балансовый метод должен мотивировать потребителя устанавливать прибор учета". В случае если прибор учета теплоэнергии вышел из строя, у предпринимателей есть время на то, чтобы устранить неполадки. Законодательство отводит на техническую паузу 15 дней. Счет за теплоэнергию в это время будет начисляться исходя из среднемесячного потребления. Но если двух недель юридическому лицу не хватило, чтобы решить проблему, расход тепловой энергии посчитают с применением балансового метода. С.Панасюк: "Да, этот метод вызывает недовольство. Но единственный способ избежать его применения - установить прибор учета".
Если отношения жильцов многоквартирных домов и юридических лиц с энергетиками Федеральный закон "Об энергосбережении" приводит в цивилизованное русло, то с собственниками малоэтажного жилья остается только апеллировать к их совести. Дело в том, что согласно ФЗ приборами учета тепловой энергии должны быть оснащены лишь дома, потребление которых превышает 0,2 Гкал/ч. В обозначенные законом рамки не вписываются не только частные дома, но даже двухподъездные пятиэтажки! И сегодня это основная проблема в обеспечении порядка с учетом теплоэнергии. Малоэтажное и ветхое жилье имеет низкое сопротивление теплопередачи ограждающих конструкций. Как показывают проверки с применением тепловизора, теплопотери на таких домах могут быть очень значительными. Начисления производятся по нормативу, а фактически потребление превышает нормативные показатели на 30% - невостребованный ресурс энергосбережения составляет 45 тыс. Гкал в год. Это сверхнормативные потери теплоснабжающей организации - ТГК-11 они приносят ежегодный ущерб порядка 40 млн руб. То есть тепло на эту сумму поставляется, но не оплачивается. Призывая навести порядок с учетом энергии, специалисты ТГК-11 сами не сидят сложа руки. К завершению подходит двухлетняя работа по инвентаризации сетей. Приборы учета энергетики устанавливают не только на выходе с ТЭЦ, но и на ответвлениях магистральных сетей - это позволяет лучше контролировать потери тепла при транспортировке. С.Панасюк: "В конечном итоге мы планируем свести в баланс все магистрали. Наша цель - повысить КПД системы в целом. В 2010 году в летний период все силы были направлены на устранение дефектов на бесхозных сетях. Чтобы привести в порядок все тепловые сети, нужно как минимум 2 млрд руб.". ...