10.03.2011 О неправомерности агентских отношений между управляющими организациями и собственниками помещений в многоквартирных домах
На сайте ВАС РФ размещено Постановление Президиума ВАС РФ № 10841/10 от 16.11.2010, который рассмотрел налоговый спор, связанный с вопросом определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль у управляющей организации в случае, когда по условиям договора управления эта организация, за вознаграждение, взяла на себя лишь функции посредника между собственниками помещений в МКД и исполнителями услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД. Президиум ВАС РФ поддержал мнение судов первой, апелляционной и кассационной инстанции по данному делу, которые указали на несоответствие условий договоров, заключенных управляющей организацией, нормам Жилищного кодекса РФ: согласно ст.162 ЖК РФ управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также предоставлять коммунальные услуги, независимо от того, собственными силами управляющая организация исполняет свои обязанности либо привлекает иных лиц. Тот факт, что Президиум ВАС РФ отменил Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.12.2009 по делу № А26-9658/2009, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 и постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2010 по тому же делу и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия, не связан с квалификацией договорных отношений, а обусловлен необходимостью более полного рассмотрения обоснованности расчета налоговой инспекцией доначисленных налоговых платежей. Таким образом, прекращено имевшее место ранее разноречивое толкование судами норм права, касающихся возможности применения агентских схем в договорах управления с целью сокращения облагаемой выручки управляющей организации до размера вознаграждения. Считаем, что данное постановление является сигналом для начала массовых налоговых проверок управляющих организаций на предмет применения посреднических схем в договорах управления, обеспечивающих оказание услуг по содержанию и выполнение работ по ремонту общего имущества МКД. Обращаем внимание, что в Постановлении Президиума ВАС РФ № 10841/10 от 16.11.2010 вопрос о налогообложении платежей за коммунальные услуги не рассматривался, предположительно потому, что по данным операциям сумма доначисленного НДС и НДС к вычету совпадает, а налогооблагаемая прибыль отсутствует. Возможно также, что коммунальные платежи поступали напрямую поставщикам коммунальных услуг, минуя расчетный счет управляющей организации, в то время как плата за содержание и ремонт направлялась на расчетный счет управляющей организации и затем уже с него перечислялась подрядчикам. Таким образом, у организаций, которые по договору управления не приняли на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг, а лишь обеспечили их предоставление, сохраняются налоговые риски, связанные с невключением в налоговую базу начислений за коммунальные услуги – особенно, если целью таких условий договора было применение упрощенной системы налогообложения.
Источник: http://progkh.ru |