29.06.2011 Председатель правления общественного объединения потребителей Томской области В. Фурсин: "Отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток" Корр.: "Сроки подключения горячей воды задерживаются, на Крылова это объясняют непредвиденной аварией. Какие права в таких случаях имеют потребители?". В. Фурсин: "Я рекомендую обращаться в Роспотребнадзор и в государственную жилищную инспекцию с заявлением, нужно сослаться на СанПин, где сказано, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Требовать проверить факт и привлечь виновных лиц к административной ответственности, штраф предусмотрен от 5 до 10 тыс. руб. Если виновных будут привлекать - а чаще всего виновником является ТГК-11 - то если будет 1 тыс. обращений, это будет солидная сумма". Корр.: "Если случаи таких обращений?". В. Фурсин: "Пришлось несколько лет добиваться сокращения до 2 недель с 2-3 месяцев, приходилось доказывать и чиновникам. Когда начали обращаться граждане, когда я распространял обращения через интернет, Госжилинспекция привлекала ТГК-11 к ответственности, и после решения арбитражного суда "лед тронулся", теперь зависит от массовости обращений". Корр.: "Что может выиграть потребитель?". В. Фурсин: "Он может требовать перерасчетов, требовать неустойки по закону и возмещение морального вреда, а также есть штраф в размере до 50% от взысканной суммы в пользу потребителя". Корр.: "Они обязаны за просроченный период возместить деньги?". В. Фурсин: "Да, прописано, что за каждый час, превышающий допустимый период перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15% исходя из показаний прибора учета. Таким образом можно получить перерасчет. Люди, которые приобрели бойлер, можно попробовать взыскать затраты за бойлер". Корр.: "Зачастую коммунальщики, энергетики, горадминистрация оправдываются тем, что не было технической возможности - старые сети, старое оборудование, поэтому они до сих пор ставят 21 день, насколько это законно?". В. Фурсин: "С таким же успехом можно приводить аргумент, что нельзя выполнять правила дорожного движения, поскольку наши дороги не соответствуют установленным требованиям. Поэтому когда органы местного самоуправления устанавливают срок больше 14 суток, это прямая обязанности работать прокуратуре". Корр.: "Есть особо выдающиеся случаи в Томске, когда на протяжении десятков лет сотни домов, которые запитаны от котельной на Водяной, там отопления отключают в мае, и в сентябре включают, и вместе с отоплением горячую воду. Говорят, что система горячего водоснабжения так устроена. Что делать?". В. Фурсин: "Нужно разбираться с поставщиками и органами местного самоуправления, которые не в состоянии обеспечить надлежащее нормативное водоснабжение граждан". Корр.: "Все жители Черемошников могут подать на горадминистрацию, на ТГК-11, на котельную, и потребовать компенсировать материальный и моральный вред за десятки лет?" В. Фурсин: "Срок исковой данности 3 года. Чем раньше потребители начнут защищать свои права в массовом порядке, тем больше шансов, что нарушение будет прекращено, поскольку это будет финансово невыгодно. Пока потребитель пассивен, с него берут деньги. У нас обсчитывают не просто потребителей, но и ветеранов. У нас примеров масса. Был случай, когда обнаружили обсчет ветераны, который пользуются услугами "Томского энергокомплекса". Там сумма за 3 года по 1 ветерану составила больше 1,5 тыс. руб. Есть факты, когда обсчитывают по отоплению, по горячему водоснабжению. Раньше это было уголовно наказуемо, а сегодня это бизнес. Пока у нас занимаются этим бизнесом, у потребителей только один способ - самозащита". Корр.: "Чиновникам жаловаться, депутатам бессмысленно?" В. Фурсин: "Если взять статистику, сколько было сделано по результатам этих обращений, и сколько был исправлено, когда потребитель защищал свои права, счет будет в пользу потребителя, а не в пользу органов, которые обязаны за наши деньги контролировать защиту наших прав". Корр.: "Органы власти часто ссылаются на то, что не хватает полномочий, руки не доходят, в результате поставщики остаются безнаказанно. Администрация и прокуратура дают потребителям совет - посылают в суд, делают правильно". В. Фурсин: "Даже когда прокуратура сама это вправе сделать - даже когда был выявлен факт обсчета массового по электроэнергии в местах общего пользования без понижающего коэффициента 0,7 - ТСЖ, которые обратились с претензией, получили перерасчет, а основная масса населения не получила перерасчет, потому что УК это было неинтересно, а прокуратура отказалась выступать. Население переплатило энергетикам миллионы, которые и остались у них". Корр.: "В прошлый год жители Томска обнаружили, что теперь не они заполняют квитанции, а за них снимают показания. Насколько это законно?" В. Фурсин: "Это незаконно, есть пункт 38 правил предоставления ЖКУ, где сказано, что объем потребленного коммунального ресурса указывается потребителем самостоятельно, за исключением тепла. Пока у нас контролирующие структуры будут смотреть на это сквозь пальцы, мы будем мучиться. Или же массовое обращение. ... Я сам сталкиваюсь с этой проблемой". Корр.: "Вы подали в суд?" В. Фурсин: "Я готовлю документы, чтобы сделать это в массовом порядке. Если я пойду от себя - я выиграю, но массовости не будет. ...". Корр.: "Если я недоволен, куда стоит обращаться?" В. Фурсин: "Работает сайт, куда можно обратиться. Народ использует форум Томска, есть на сайте областной Думы обращения в форуме. Я могу лично дать. Я предоставляю это и ТСЖ, с которыми сотрудничаю". Звонок: "У меня бабушка живет одна. Раньше, когда сами считали, у него выходило киловатт 50, а сейчас ей насчитали 130. У неё только холодильник. Как проверить? ..." В. Фурсин: "У вас есть прибор учета, есть данные. Не смотрите, что пишут. ...". Корр.: "Новые энергосчетчики энергетики устанавливают бесплатно. Это законно?" В. Фурсин: "Установка приборов происходит либо по программе за счет бюджета, либо за счет инвестиционных надбавок. Фактически организация не будет ничего дарить. В любом случае установка компенсируется, но учитывая правила, по которым прибор учета является имуществом, заменяя его происходит хищение имущества, потому что их не отдают, а гражданину ставят чужое имущество, и в последствии с него могут брать деньги за якобы техобслуживание прибора учета. Учитывая период работы, то оплату будут брать за то, что кто-то снимает данные. ... Если гражданин не хочет, то в соответствии с постановлением правительства он может нести ответственность самостоятельно". Корр.: "Если мне установили, а я хотел установить свой, и многотарифный, что делать?" В. Фурсин: "В Административном кодексе есть статья "Самоуправство". Тут пора применять Уголовный кодекс. Тут вас просто поставили перед фактом. Нужно писать заявление в правоохранительные органы. Вы вправе установить свои приборы учета". Звонок: "Я ветеран ВОВ, живу в пос. Рассвет, с 3 мая отключили горячую воду и до сих пор не подали. Что делать?" В. Фурсин: "Вы можете обратиться в государственную жилищную инспекцию. ... Я не могу гарантировать, что это решит проблему в целом, но если жители все обратятся, то может что-то измениться". Корр.: "Я заметил, как за меня кто-то стал заполнять, потребление электроэнергии выросло в 1,5 раза". В. Фурсин: "Причина может быть техническая, или вас обсчитывают, ссылаясь на техническую ошибку. Я беру прошлую квитанцию, смотрю там, делаю свои расчеты". Звонок: "Какая корысть у компаний делать самостоятельное снятие показаний?" В. Фурсин: "Это финансово выгодно, иначе они этого бы не делали. Обманывать можно по-разному ведь. Сегодня можно варьировать тариф на 30%, и никто с этим не разбирается практически. В основном это с потребителями коммерческих структур". Звонок: "Когда сказали менять счетчики мы сменили, я платила 140, сейчас 470 руб. Мне объяснили так - наверное кто-то подключился, но никто не подключился. Меня попросили включить все приборы, а потом сказали, что я ещё мало плачу, засмеялись и пошли. И говорят, что включенный телевизор, не работающий, мотает. ...". В. Фурсин: "Если выяснится, что прибор учета испорчен, то можно возместить затраты. Я рекомендую потребителям просто выключить приборы дома, посмотреть, мотает или нет". Корр.: "У нас есть томский региональный центр энергосбережения, они разработали методичку, как экономить электроэнергию. В том числе выключать из розеток. А новые приборы с классом точности 2 чувствуют гораздо больше, считают, даже когда прибор просто в розетку включен". Звонок: "... У меня договор с УК "Жилище", у меня нет документа, на основания которого я в квартире проживаю и оплачиваю её". В. Фурсин: "Вам нужно обратиться в районную администрацию с заявлением о заключении договора социального найма, а потом вы приватизируете квартиру". Корр.: "С холодной водой тоже перерывы бывают, на сутки например. Там насколько можно отключать?". В. Фурсин: "Постановлением правительства допустимая продолжительности перерыва подачи холодной воды должна быть 8 часов суммарно в течение 1 месяца либо 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали 2-4 часа. Поэтому когда в СМИ сообщают, что не будет холодной воды 10-12 часов, это всё равно, что они публично заявляют, что они будут нарушать закон и права потребителей, но в силу нежелания контролирующих органов это допустимо. ...". Корр.: "Что делать, если человек сомневается, что ему правильно зачисляют, а проверить он не может, потому что не понимает". В. Фурсин: "Есть общественные и коммерческие организации, которые помогают считать. Иногда оплата снижается в разы. Можно прийти в нашу организацию, главное, чтобы люди запросили всю нужную информацию. У некоторых УК нет даже техпаспортов на дом, поэтому проверить проблематично. Были случаи, когда документы на новый дом находили в мешке". Звонок: "Могу ли я отремонтировать квартиру за счет УК или администрации?" В. Фурсин: "Если это текущий ремонт, то за свой счет, если капитальный, то нужно обращаться в администрацию". Корр.: "Жители домов, где УК, получают горячую воду в зависимости от ввода, а где ТСЖ, там задолженность, и воду не дают. Это нарушение закона?" В. Фурсин: "Да, наличие задолженности у ТСЖ не должно быть основанием для нарушения прав потребителей. ...". Источник: "Эхо Москвы в Томске" |