30.08.2011 Разработав собственную программу энергосбережения, каждый район предусмотрел разные суммы ее реализацию
Появление ФЗ N261 "Об энергосбережении" стало приятным сюрпризом далеко не для всех. Многие положения этого закона вряд ли появились бы на свет, если бы обозначенные в них меры предпринимались коллективами и отдельными гражданами добровольно. Но они не предпринимались. Поэтому законодатели и меры прописали, и сроки их воплощения в жизнь установили. В прошлом году всем российским регионам, а за ними и муниципалитетам надлежало разработать собственные программы энергосбережения. Рядовых граждан закон обязывал установить индивидуальные приборы учета энергоресурсов до конца 2011 года. Недавно эти сроки были продлены до 1 июля 2013-го. А послаблений для бюджетных учреждений не последовало, да и последовать не могло: обзавестись приборами учета им надлежало еще до 1 января 2011-го. Через 4 с небольшим месяца заканчивается и срок, отведенный на энергетическое обследование занимаемых ими зданий. Как стало понятно из разговора с начальником отдела энергоэффективности и энергосбережения областного департамента экономики Н.Шереметьевой, картина далека от идеала. Дело в деньгах, вернее в их недостатке. Разработав собственную программу энергосбережения, каждый район предусмотрел ту или иную сумму на ее реализацию. Суммы отличаются в разы: город Стрежевой не пожалел почти 168 млн., Томск - 21,969 млн., Асиновский район - 17,562 млн., Александровский - 3,739. И так далее - от лидеров-стрежевчан все остальные отстали с большим отрывом. На оказание помощи в установке приборов учета малоимущим деньги заложили только Северск (760 тыс. руб.) и Асиновский район (192 тыс.). Наиболее тягостное впечатление при знакомстве с ситуацией оставляют нули, коими характеризуется объем выделенных на энергосбережение средств в Зырянском и Чаинском районах. В целом же, подчеркивает Наталья Владимировна, муниципальные власти по мере сил стараются сдвинуть проблему с места. Кроме муниципалитетов, разработать свои программы энергосбережения должны были и бюджетные учреждения. Все учреждения областного подчинения с этой задачей справились, а среди муниципальных таких меньше половины. Еще хуже обстоят дела с выполнением разработанных программ. Приборами учета (не считая электросчетчиков) обзавелась лишь незначительная часть бюджетных учреждений. Н.Шереметьева: "Энергоаудит на сегодня провели лишь 3,4% муниципальных учреждений. Некоторая часть обследований (около 2% ) находится в процессе выполнения или на завершающей стадии - процедура эта длится 3 - 4 месяца. Остальным учреждениям придется решать эту проблему в следующем году. Конечно, для них это будет серьезная нагрузка. Но тем, кто не сделает этого в течение 2012 года, предстоит выплатить штрафы". Наталья Владимировна отметила достойный подражания комплексный подход к проведению энергоаудита северских властей. В закрытом городе провели конкурс на осуществление обследования сразу нескольких десятков учреждений, что позволило добиться серьезной экономии средств и предъявления единых требований к исполнителю. Нужно учитывать и то, что цена энергоаудита растет по мере удаления от областного центра. В Стрежевом, например, на обследование одного только лечебного учреждения требуется не менее миллиона рублей - такие нагрузки тяжелы даже для благополучного муниципального бюджета. Законодатели слегка дали маху: Закон N261 разделил энергоаудит и энергосервисное обслуживание. Ситуация примерно та же, что в строительстве: проектирует один, воплощает проект в жизнь другой. Ответственность первого при этом сведена к минимуму: в энергопаспорте здания можно написать практически все что угодно - расхлебывать все равно не тебе. В основном, конечно, энергоаудит проводят люди порядочные. Но лучше бы все-таки возложить две эти обязанности на одни плечи. Показать, как должно быть в идеале, сотрудники департамента готовятся с помощью пилотного проекта. Базой для него станет одно из лечебных учреждений Томска. Вернемся к главной проблеме - финансовой. Надежды на ее разрешение и департамент экономики, и руководители бюджетных учреждений возлагают на федеральную субсидию, вопрос о получении которой сейчас находится на стадии подготовки необходимой документации. Получение субсидии даст возможность помочь бюджетным учреждениям и с энергоаудитом, и с установкой приборов учета. Часть средств планируется направить и на помощь в установке приборов учета малоимущим. Дважды с начала года увеличивалось финансирование региональной программы энергосбережения. К первоначальным 50 млн., отпущенным на мероприятия по энергосбережению, были добавлены 40 млн. на подпрограмму "Школьное окно". Затем 20 млн. - на софинансирование энергоэффективных проектов в строительстве. В общей сложности получилось 110 млн. рублей. Однако, подчеркивают в Администрации области, любая помощь районам предоставляется и будет предоставляться лишь на условиях софинансирования. По подпрограмме "Школьное окно", например, соответствующие соглашения уже подписали 12 районов из 17. Осознание необходимости экономить у людей все-таки появляется. Когда федеральный закон только был принят, многие воспринимали его требования как блажь. Сейчас это категоричное отрицание уходит. Ежеквартальная отчетность муниципальных образований по параметрам энергоэффективности, мониторинг оснащенности приборами учета, заслушивание глав муниципальных образований на заседаниях рабочей группы по энергосбережению под руководством губернатора - все эти меры заставляют руководителей муниципальных учреждений уделять вопросам энергосбережения более пристальное внимание. Но главное, пожалуй, не это. Там, где над энергосбережением действительно работают, результаты налицо. Глава Каргасокского района А.Рожков: "На реализацию программы мы заложили 231 млн. рублей на пять лет. Считаем, что этого еще мало. За 2010 - 2011 годы мы затратили около 56 млн. - в результате затраты тепло- и электроэнергии снижены на 12%. По газу экономия еще больше - затраты снизились на 24%. Перед бюджетными учреждениями мы ставили задачу сэкономить 6%. Обещали, что все сэкономленные средства останутся у них и они смогут потратить их по своему усмотрению. Так что заинтересованность у них была прямая. И экономия, как видим, получилась значительно большей, чем мы планировали". Самый хороший эффект в масштабах района, по словам Анатолия Михайловича, дает замена энергозатратного оборудования - например, электронасосов в котельных. Неплохую экономию принесло и сокращение свободных площадей в бюджетных учреждениях. Где-то лишние площади пригодились другим учреждениям и организациям, где-то пришлось поменять систему отопления, поскольку отапливать ненужные пространства в наши времена - непозволительная роскошь. Но рекордсменом по эффективности, конечно, стала замена дизельных электростанций. Новые блочные электростанции появилась в поселках Тымск и Напас. Частичные изменения произошли еще в нескольких населенных пунктах. Все это позволило сэкономить до 120 тонн дизельного топлива. А. Рожков: "За год эти электростанции не окупятся. Но это затраты необходимые. как район недотационный, больше других заинтересованы в экономии собственных расходов. И у нас много других нужд, на которые можно тратить деньги... Источник: "КП в Томске" |