02.04.2012 Весной людей топят сточные воды и все чаще из-за того, в каком состоянии находится ливневая канализация
Весенняя распутица, как всегда, наступила неожиданно для наших коммунальных служб. Сотни домов оказались в зоне затопления не реки, что еще как-то можно принять как неизбежное. Людей топят сточные воды все чаще из-за того, в каком состоянии находится ливневая канализация. Н.Николайчук в своем ежегодном отчете на собрании городской Думы так прямо и сказал: "Мы упустили из виду работу по модернизации системы ливневой канализации. Некоторые участки нашей ливневки были построены еще в 19-м веке, а в последние 20 лет ее вообще не строили. Чтобы привести в порядок все 122 км ливневки, нужно 1,5 млрд руб. Необходимо привлекать федеральное финансирование". Удастся ли эти деньги привлечь, не ясно. Ясно лишь, что дело тут не только в финансах. Людей и дома топят сточные воды, и эта проблема уже кажется экзистенциальной. Анатолий живет на улице Ялтинской. Он показывает квартиру соседа, где вода размыла фундамент дома, и квартирные печи провалились под собственной тяжестью. Канавы, забитые мусором - ливневая канализация Черемошников. Обитатели деревянных бараков без удобств давно приспособились сливать сюда воду через самодельные трубы. Даже зимой из канавы идет густой болотный запах. Томск всегда был грязным городом. Каждый летний ливень или весенний тающий снег превращает улицы в непроходимые болота. А.Рехтин: "Главную насосную станцию Водоканала затапливает. Весной, когда разлив, к насосной станции не подойдешь. Это Водоканал, и они ничего сделать не могут". А.Рехтин - доцент ТГАСУ, специалист по водоотведению и канализации. Устройство томской ливневой канализации на его кафедре не изучают, потому что нет предмета для изучения - от городской ливневки остались одни воспоминания. А.Рехтин: "У нас дренажная система хорошая была, от Горького начиная к больнице Семашко. Начали строить трамвайную линию, всю дренажную систему сломали. Сейчас подвальные помещения в домах стало затапливать". В 90-е и 2000-е за ливневую канализацию в городе отвечало несколько организаций - "Водоканал", "Инженерная защита", а с 2005 года - ООО "Водосток". Эта фирма за 5 лет освоила 50 млн руб. из городского бюджета на поддержание дренажной системы. А.Мельников, зам. мэра Томска (архив): "ООО "Водосток" обязано было осуществлять текущий и капитальный ремонт этих сетей". В 2010 году "Водосток" испарился, а лужи на дорогах остались. Почти год за ливневку не отвечал никто. Потом заботу о ней сбросили на департамент городского хозяйства. В комитете по благоустройству и гидротехническим сооружениям на стене висит схема ливневой канализации Томска, но специалисты не знают, насколько эта схема соответствует действительности. Говорят, в магистральных трубах ливневки сделано множество самовольных врезок от канализационных систем жилых домов до предприятий. Где они и сколько их, неизвестно, но факт в том, что эти сбросы загрязняют реку. За это мэрии в ближайшем будущем предстоит заплатить немалый штраф. А.Хрусталев, специалист департамента городского хозяйства: "Это как рассчитают анализы. Облкомприрода сейчас у нас взяла анализы допустимых нормативных сбросов". А.Хрусталев рассказывает, что департамент городского хозяйства получает из бюджета 7 млн в год на обслуживание ливневки. Это от 150 до 500 км труб. При том, что большую часть сетей необходимо перекладывать заново. А.Рехтин: "Сейчас трубу диаметром 200 мм проложить 1 погонный метр обходится почти в 1 тыс. руб.". У кого денег нет, тот платит дважды. Это не только экологический штрафы, но и ежегодный дорожный ремонт. В.Ефименко, декан строительного факультета ТГАСУ: "В том случае, если дорожная конструкция не содержит ливневой канализации, то затраты на поддержание дорожной одежды увеличиваются примерно в 2 раза". А испорченная одежда, обувь и другое имущество граждан, по несколько месяцев в году живущих среди непролазной грязи - этих расходов у нас не подсчитывал ни один экономист. Елена Анатольевна живет возле дамбы на берегу Керепети. Каждую весну она устраивает личный субботник в своем огороде. Все ее усилия были бы напрасны, если бы в прошлом году на федеральные паводковые деньги не отсыпали гравием дорогу, ведущую к дамбе. На Черемошники федеральных денег не хватило, как, впрочем, и муниципальных. Источник: "Час Пик. Суббота", ТВ-2 |