15.10.2014 Прокуроры выявили коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах в сфере ЖКХ
Прокуратура Забайкальского края провела проверку на наличие коррупциогенных факторов и нарушений антикоррупционного законодательства в нормативных правовых актах в сфере ЖКХ.
Правовой анализ действующего комплекса нормативных правовых актов показал, что органами государственной власти края и местного самоуправления в основном обеспечено правовое регулирование правоотношения в сфере ЖКХ. Вместе с тем, прокурорами выявлено 76 актов противоречащих действующему законодательству, из них 46 НПА содержали коррупциогенные факторы, на которые принесено 76 протестов и внесено 5 требований в порядке ст. 9.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», в результате вмешательства органов прокуратуры 14 НПА приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства, остальные акты прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.
К основным коррупциогенным факторам, выявленным в НПА, относятся: принятие НПА за пределами компетенции, выборочное изменение объема прав, завышенные требования к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права. Наибольшее число НПА, содержащих коррупциогенные факторы, связано с установлением платы за коммунальные услуги, утверждением административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере ЖКХ, осуществлением государственного и муниципального контроля.
Например, проведенной антикоррупционной экспертизой Положения о регулировании тарифов (цен) организаций коммунального комплекса городского поселения «Город Краснокаменск» (далее по тексту— Положение) утвержденного решением Совета городского поселения «Город Краснокаменск» установлено, что отдельные его нормы содержат коррупциогенные факторы.
Так, в соответствии с п.2.2.7 Положения Совет городского поселения «Город Краснокаменск» устанавливает тарифы (цены) на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: устанавливают надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования.
Учитывая изложенное, установление тарифов не входит в компетенцию представительных органов местного самоуправления. По выявленному факту Краснокаменским межрайонным прокурором внесено требование (находится на рассмотрении).
Факты принятия нормативных актов за пределами установленной компетенции выявлены прокурором Нерчинско-Заводского района, установившим, что решением Совета сельского поселения «Нерчинско-Заводское» утверждены тарифы в сфере водоснабжения (протест находится на рассмотрении). Аналогичные нарушениям выявлены прокурором Приаргунского района.
Имеют место случаи непринятия органами местного самоуправления нормативных актов в обозначенной сфере. Так, прокурор Карымского района обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления городского поселения «Курорт-Дарасунское», выразившегося в непринятии правовых актов, устанавливающих размеры платы за текущее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Решением суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Результаты проверок свидетельствуют, что нарушения в нормотворческой деятельности допускаются в большинстве своем в деятельности органов местного самоуправления, принимающих противоречащие закону нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию муниципальных программ, установление тарифов и платы в жилищно-коммунальной сфере, выдачу технических условий для подключения к системам коммунальной инфраструктуры. Указанные НПА также очень часто содержат коррупциогенные факторы.
Так, мерами реагирования прокурора Карымского района приведен в соответствие с федеральным законодательством нормативный акт органов местного самоуправления городского поселения «Дарасунское», которым установлены различные коэффициенты благоустройства для жилых помещений в одном многоквартирном доме.
Прокурором Газимуро-Заводского района опротестован административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов строительства» в связи с его противоречием федеральному законодательству и наличию коррупциогенного фактора — выборочное изменение объема прав, поскольку Регламент не предусматривает право заявителя на обжалование действий должностных лиц в досудебном (внесудебном) порядке.
Источник: Официальный сайт Прокуратуры РФ |