25.12.2014 Владимирские пенсионеры отказываются платить за будущий ремонт
Во Владимирской области пожинают первые плоды реализации нового порядка капремонта многоквартирных домов.
Напомним, что соответствующий закон в регионе был принят еще 6 ноября 2013 года, когда перед собственниками жилья была поставлена задача до конца февраля 2014-го определиться со способом накопления средств на ремонт своего дома. А в апреле в платежных документах владимирцев за жилищно-коммунальные услуги уже появилась новая графа. С тех пор основными "донорами" программы капремонта жилья стали не бюджеты разных уровней, а сами жители.
Скидка на возраст
Первые результаты этого процесса были получены минувшей осенью. В середине сентября в деревне Вяткино Судогодского района экспертная комиссия подписала акт приемки работ по полной замене давно прохудившейся кровли. В тот же день капремонт завершился в многоквартирном доме по улице Чайковского в городе Гусь-Хрустальном.
Таким образом, как отметили эксперты, не только существенно улучшились жилищные условия граждан, но и была подтверждена эффективность программы капремонта. Однако оптимизма этот вывод прибавил далеко не всем.
- Мне уже под 80, и я не хочу платить за ремонт чужих домов. А до того, как очередь дойдет и до моего - в 2034 году, я просто не доживу! - выразила свое несогласие участница публичных слушаний, организованных по инициативе областного "Народного фронта", Людмила Рябихина.
В области более 450 тысяч граждан пенсионного возраста. Средняя пенсия в 2014 году составляет 11,3 тысячи рублей, минимальная - 6044 рубля. Подсчитано, что при областном тарифе на капремонт в 6,5 рубля с одного квадратного метра жилья среднестатистическому обитателю многоквартирного дома придется ежемесячно платить 350-400 рублей. Таким образом, годовой взнос может достигнуть половины или даже одной ежемесячной пенсии. Для пожилых людей это огромные деньги.
- Но проблема не только в цене, но и в неверии, - полагает руководитель владимирской общественной организации "Народный контроль" Алексей Смирнов.
По суду и следствию
- Общеизвестно, что по закону о приватизации муниципалитеты, прежде чем передавать жилье в собственность гражданам, обязаны были его капитально отремонтировать, но сделано этого не было, - продолжает Алексей Смирнов. - Оправдываются, что в 1990-е не хватало денег. Хорошо, тогда исполните закон, который действует до сих пор, задним числом. Статья 16 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" гласит: "...за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилфонда".
Кроме того, как напоминают общественники, в 2006-2007 годах по постановлению мэра Владимира о накоплении на капитальный ремонт аналогичные взносы собирали местные МУПы. При их ликвидации все средства ушли в городской бюджет. И в этом случае, уверены специалисты, также необходима корректировка. По мнению Алексея Смирнова, муниципалитет "мог бы взять на себя хотя бы дома 70-80-х годов постройки и таким образом помочь пенсионерам".
Так считала и инициативная группа жителей Фрунзенского района областного центра, обратившаяся в суд с иском к своей управляющей компании. Граждане потребовали "признать незаконным включение в платежную квитанцию с 1 марта 2007 года отчисления на капитальный ремонт". Пятеро активистов прошли через три инстанции. Окончательный вердикт в их пользу вынесла судебная коллегия по гражданским делам Владимирской области.
- Суд мы выиграли, потому что руководствовались жилищным законодательством, - объясняет председатель совета многоквартирного дома по улице Добросельской Константин Егорычев. - В статьях 45-48 Жилищного кодекса сказано, что решения о ремонтных работах принимает общее собрание. Оно является высшим органом управления дома, а нас поставили перед фактом. Правда, в таком же положении оказались все жители района. Но деньги вернули лишь нам, истцам, как будто мы только для себя это делали!
Цифры с потолка
По официальным данным регионального Фонда капремонта, к настоящему времени уровень собираемости платежей во Владимирской области составляет чуть более 60 процентов. Среди неплательщиков - и вышеупомянутый владимирский пенсионер Константин Егорычев, накопивший с апреля задолженность более чем на две тысячи рублей.
- Дайте смету, проверенную организацией, имеющей на это лицензию, - заявляет он. - По всем видам работ должны быть заключения экспертов и сметная документация, а по всем видам технической документации - заключение госэкспертизы. Покажите акт технического состояния дома. А пока этого нет, тариф на капремонт в 6,5 рубля взят с потолка и экономическими расчетами не обоснован.
- Идея хорошая, но пока вариант ее реализации смахивает на аферу, - согласен руководитель рабочей группы "Качество жизни" ВРО ОНФ Игорь Шубников. - В период формирования областной программы капремонта сведения об износе более 12 тысяч домов брались в Бюро техинвентаризации. По закону же ревизию фактического износа зданий необходимо было провести до 15 июля, но этого не сделано. Строительство связано со сметой. А как можно собирать деньги на ремонт, не имея данных фактического износа?
К настоящему времени уровень собираемости платежей во Владимирской области составляет чуть более 60 процентов
Ряд общественников от ЖКХ считают, что схема обслуживания регионального счета капремонта, на котором аккумулируются средства граждан, работает не в их интересах. Банк, выигравший конкурс, предложил региональному Фонду капремонта процентную ставку всего в 3,1 процента годовых, в то время как другие готовы были начислять 7-8.
- Если учесть, что годовой оборот фонда около миллиарда рублей в год, разница в 4-5 процентов выльется в потерю огромной суммы, - недоумевает Алексей Смирнов.
После критики в свой адрес гендиректор НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области" Антон Кулешов уведомил, что руководством этой структуры принято решение о фиксации части собранной суммы в качестве так называемого неснижаемого остатка, на который банк будет начислять не 3,1, а 6 процентов годовых. Правда, вскоре чиновник оставил этот пост, отбыв, как сообщают, на повышение в столицу.
Поставили галочки
По данным регионального Фонда капремонта, на 31 октября в области сформировано 176 лотов по 505 многоквартирным домам на общую сумму 633,5 миллиона рублей. Правда, коммунальные чиновники заявили, что отремонтировать все дома, которые вошли в программу капремонта на 2014 год, не успеют. Но успокоили: финансирование
По данным директора департамента ЖКХ Лидии Смолиной, на 15 октября приняты в эксплуатацию лишь девять, к сдаче после капремонта были готовы еще 22. Это количество не превышает и 10 процентов от плана. Чиновники особо не вдаются в разъяснение причин такой задержки. А вот общественники своего мнения не скрывают.
- Я был в комиссии по определению подрядных организаций для капремонта под управлением бывшего руководителя Фонда, - рассказал член общественной палаты Владимирской области Эдуард Николаев. - Документы представило большое число подрядных фирм, претендующих на лот. Но среди них не было представителей муниципальных образований, для которых и рассматривали заявки. В связи с этим я категорически отказался от участия в комиссии. Почему с третьего раза принимают работы? Да потому что выбираем недостойных подрядчиков. Администрация должна была провести свой конкурсный отбор подрядных организаций - проверить, сколько лет они на строительном рынке, какие объекты выполняли, как их сдавали. Но солидные строительные организации в торгах не участвовали, их почему-то не пригласили. Вместо этого происходило формальное рассмотрение пакета представленных документов и ставились галочки...
Кстати
При реализации региональной программы капремонта случаются порой и нетривиальные накладки. Так, в июне 2012 года суд по гражданскому делу, руководствуясь статьей 16 закона о приватизации, обязал администрацию города Владимира провести в 2014-м капремонт многоквартирного дома N 67б по улице Большая Нижегородская. В настоящий момент здесь завершаются работы с крышей. Фасад, инженерные системы и фундамент были отремонтированы летом.
Однако, как выяснилось, этот дом включен в региональную программу, в связи с чем с жильцов собирают деньги в общий Фонд. Более того, очередной капремонт крыши запланирован здесь на 2016 год, фасада - на 2021-й, внутридомовых инженерных сооружений - на 2029-й, фундамента - на 2035-й. Как отмечают юристы, это противоречит не только банальной логике, но и "Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", в котором указаны минимальные сроки до проведения следующего капремонта.
Источник: "Российская газета" - Экономика Центрального округа №6564 (292) |