25.03.2015 Для роста частного капитала в ЖКХ необходима защита прав инвестора
На недавно прошедшем XII Красноярском экономическом форуме состоялась дискуссия по проблемам жилищно-коммунального хозяйства, где руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ Алексей Макрушин заявил, что "в прошлом году отрасль совершила настоящий рывок - произошел взрыв интереса бизнеса к инвестициям в жилищно-коммунальное хозяйство". А по оценке замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса, ежегодный инвестиционный потенциал жилищно-коммунального хозяйства России составляет 500 млрд руб. В 2014 году в 31 регионе страны в этой сфере реализовывалось более 70 инвестиционных проектов на общую сумму 227 млрд руб. Из них 139 млрд - средства частных компаний.
По нашим прогнозам, в нынешнем году роль частных инвестиций в области ЖКХ еще возрастет. И, несомненно, в современных условиях самым эффективным способом финансирования энергосберегающих проектов в области ЖХК останется механизм энергосервиса, поскольку он позволяет провести модернизацию объекта инфраструктуры, не поднимая при этом тарифы на коммунальные услуги, а клиент расплачивается с энергосервисной компанией из средств, сэкономленных от снижения потребления энергоресурсов.
Сейчас классический энергосервис (в точном соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...") наиболее распространен в проектах по модернизации городского освещения. На практике применяются смешанные формы договоров от инвестиционных договоров на энергоэффективные мероприятия вплоть до договоров продажи электроэнергии. Происходит это в первую очередь из-за жестких законодательных рамок, которые определяют формальные требования к энергосервисным контрактам.
Несмотря на большую востребованность энергосервиса, даже "классические" проекты по N261-ФЗ сталкиваются с определенными трудностями из-за того, что в стране до сих пор не накоплено достаточного опыта в этой сфере со стороны прежде всего управленцев в области ЖКХ. И здесь хотелось бы рассказать об опыте, полученном крупной энергосервисной компанией (ЭСКО) при реализации проекта модернизации городского освещения.
Так, 7 мая прошлого года в Рязани состоялось подписание энергосервисного контракта на проведение энергоэффективных мероприятий в области уличного освещения. Этот проект в своей области стал крупнейшим в России. Согласно контракту было заменено более 16 тысяч неэффективных светильников марки РКУ, ЖКУ и ламп ДРЛ, ДНаТ на современные, энергоэффективные светодиодные светильники. Также было установлено более 350 шкафов управления уличным освещением для создания Автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии и Автоматизированной системы управления наружным освещением, обеспечивающей дистанционное включение и отключение освещения в соответствии с заданными графиками, и оперативный мониторинг работоспособности систем уличного освещения, уровней потребления электроэнергии. Контракт был заключен на 7 лет. Общая стоимость контракта более 300 млн руб. По результатам независимой оценки достигнутая экономия электроэнергии уже составила 59%, что на 3% превышает расчетную.
В Рязани был приобретен неоценимый опыт сотрудничества с местными властями, который еще раз доказал близость энергосервиса и механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект продемонстрировал важность диалога с местными властями на предмет их готовности к реализации энергосервисных проектов. В декабре 2014 года к руководству городом пришла новая администрация, незнакомая с проектом, что несколько затормозило его завершение, а также потребовало привлечения дополнительных трудовых ресурсов со стороны энергосервисной компании, в том числе и по популяризации энергосервиса. Также сроки исполнения проекта были несколько затянуты из-за технической неготовности прежней администрации к реализации масштабных энергосервисных проектов. Например, вопрос утилизации демонтированного оборудования (прежде всего старых светильников) не был решен даже тогда, когда уже началась установка новых светодиодов. Кроме того, человеческих ресурсов заказчика не хватало для проведения приемки и оценки качества работ, то есть опытные монтажники проводили работы в установленные сроки, но принять их не могли из-за нехватки рабочих рук. Однако работы были доведены до конца, но сложно представить, какие проблемы могли бы возникнуть в аналогичной ситуации у компании среднего размера. Поэтому принципиальной основой стимулирования механизмов внебюджетного финансирования в область ЖКХ является защита прав инвестора.
Основой для успешной реализации такого и подобных ему проектов является прежде всего конструктивное и доверительное взаимодействие всех участников процесса: заказчика, подрядной организации (поставщика оборудования) и энергосервисной компании. Например, наличие брака светильников в размере 1%, допускаемое производителем и подлежащее замене по гарантии, не должно влиять на весь проект в целом, так как все участники проекта должны быть заинтересованы в достижении общего результата.
Источник: "Российская Бизнес-газета" - Промышленное обозрение №990 (11) |