26.03.2015 Мэры северных городов озадачились проблемой ремонта многоквартирных домов
В Нарьян-Маре собрались мэры городов, расположенных за полярным кругом, чтобы обсудить общие проблемы: наполняемость муниципальных бюджетов, распределение доходов, большие расходы при контрактных закупках и другие.
Одной из самых актуальных тем стала проблема ремонта многоквартирных домов в Заполярье. Так, мэр небольшого города Стрежевой Томской области Валерий Харахорин, обобщив имеющуюся практику, предложил внести большое количество изменений в Жилищный кодекс РФ и другие федеральные законы.
- Серьезные проблемы при выполнении краткосрочных планов капремонта возникнут при схеме "региональный оператор - он же заказчик", - считает он. - Находясь за 700 километров от города, региональный оператор (он же заказчик), прежде чем начать ремонт, должен провести подготовительные работы и исследование домов, затем провести отбор подрядчика по каждому дому, входящему в программу капремонта. В результате к капремонту приступят в лучшем случае к концу третьего квартала. А у нас на Севере лето короткое...
По его мнению, оптимальное решение проблемы - передать функции заказчика управляющим организациям.
Люди не доверяют "общему котлу", коим и является региональный оператор, причем - один на город
- Даже если оператор не сможет вовремя провести ремонт, отвечать перед жителями за ту же протекающую крышу придется именно УК, которые несут риски за ненадлежащее содержание домов, - аргументирует Харахорин. - Необходимо сделать возможной передачу управляющим организациям и ТСЖ функций технического заказчика работ.
Также Валерий Харахорин считает, что еще больше проблем будет с домами, которые выбрали второй способ накопления взносов на капремонт - на специальном счете, в основном так поступили товарищества собственников жилья (ТСЖ).
- Порой руководителями ТСЖ являются люди, очень далекие от проблем капитального ремонта, а потому предлагаю внести изменения в статью 189 ЖК - уточнить, кто выполняет функции технического заказчика, в каком порядке выбирается подрядчик для выполнения работ, кто принимает и согласовывает работы после ремонта, а председатель ТСЖ с количеством квартир более шестнадцати должен иметь квалификационный аттестат, - заключает он.
- Люди не доверяют "общему котлу", - отмечает мэр Стрежевого, - коим и является региональный оператор. Почему оператор должен быть один на субъект? Почему не может быть представительств в муниципалитетах? Как работать, если оператор так далеко? Ведь он не сталкивается ежедневно с недовольными жителями, которые вынуждены решать проблему, звоня по межгороду. Я уверен, что это общая проблема северных территорий, когда удаленность муниципалитетов от областного центра исчисляется не десятками, а сотнями километров. Может, лучше предусмотреть возможность создания фондов капитального ремонта на муниципальном уровне?
Мэры заполярных городов на съезде отметили, что местные власти уже столкнулись с такими трудностями, в том числе и с невозможностью применения энергоэффективных технологий для модернизации жилищного фонда. Сейчас от имени Союза городов Заполярья и Крайнего Севера готовится обращение в федеральное министерство строительства и ЖКХ с просьбой о разработке технического регламента, в котором будет подробно описано, что включает в себя тот или иной вид капитального ремонта общего имущества МКД, какие материалы лучше использовать, чтобы модернизировать дома, какие документы должны служить обоснованием объемов работ.
По словам главы МО ЗАТО "Город Североморск" Мурманской области Александры Абрамовой, предложенные меры позволят упростить взаимоотношения органов местного самоуправления, региональных операторов, владельцев спецсчетов при формировании и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Прямая речь
Игорь Шпектор, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера:
- Вопрос передачи части функций по ремонту многоквартирных домов от регионального оператора управляющим компаниям или возможность создания фонда на муниципальном уровне очень важный, но в то же время есть в нем и неприятные моменты. При таком подходе возможны придирки к руководителям по неправильной приемке домов после капремонта и по другим пунктам. Считаю, что сегодня роль руководителя города в этом плане чрезвычайно мала, у жилищного инспектора и то прав теперь больше, чем у мэра.
Потому все предложения по этому поводу, выработанные в Нарьян-Маре, будут тщательно сформулированы и проверены, после чего направлены в федеральные министерства.
Источник: "Российская газета" - Экономика Северо-Запада №6631 (60) |