Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

07.04.2015

Кто учтет жилищный фонд, а заодно и расходы на его содержание


 


31 марта в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялось заседание общественного совета при Росстате, где обсуждались вопросы формирования официальной статистической информации о наличии, благоустройстве и движении жилищного фонда в условиях отсутствия нормативно-правового регулирования государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации.


В совещании приняли участие руководитель Росстата Александр Суринов, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам предпринимательства в сфере ЖКХ Андрей Широков, председатель Экспертного совета при Комитете ТПП РФ по вопросам предпринимательства в сфере ЖКХ Александр Вербицкий, председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ и социальной инфраструктуре Игорь Шпектор, президент Центра моделирования стратегического развития Союн Садыков, представители ГЖИ и СМИ.


Глава управления статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства Росстата Нина Власенко сообщила, что в настоящее время отсутствует уполномоченный орган исполнительной власти, обладающий в полном объеме информацией по первичному учету жилья, поскольку нормы, заложенные в статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в части технического учета жилищного фонда, технической инвентаризации и паспортизации, на практике не реализуются.


Прекращение действий нормативной базы технического учета путем введения норм, регулирующих кадастровый учет, привело к значительной потере информации, необходимой для исполнения бюджетных обязательств и принятия управленческих решений, направленных на развитие сферы ЖКХ, улучшение жилищных условий населения, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, органами власти всех уровней.


По состоянию на 31 декабря 2013 года информация о наличии и движении жилищного фонда во всех субъектах РФ собрана не по полному кругу единиц учета. Частный жилищный фонд наблюдением не охвачен. По городу Санкт-Петербургу данные полностью отсутствуют.


Удивительно, на основании какой информации берут данные Минфин, Минздрав, МЧС и другие государственные структуры. На основании каких данных ведется реализация программ капитального ремонта, переселения из аварийного и ветхого жилья, если никто не предоставляет данные в Федеральный статистический орган.


Росстат уже обращался с запросами к вице-премьеру Дмитрию Козаку, представителям Госстроя, министерств строительства, регионального и экономического развития. Сколь-нибудь внятных ответов представители Кабмина не дают с 2012 г. Местные власти в ответ на запросы федеральной службы тоже разводят руками: по частному фонду они не работают, по государственному – не располагают информацией. Парадоксальная, по словам Нины Власенко, ситуация сложилась в Санкт-Петербурге: там профильные комитеты не считают возможным предоставить информацию по количеству и состоянию жилищ с 2013 г.


«Чтобы уточнить ситуацию на местах, – рассказал Игорь Шпектор, – перед совещанием я специально позвонил в ряд городов, в том числе в Воркуту, и выяснил, что соответствующие статистические данные у руководителей городов отсутствуют. Связано это с тем, что во время ликвидации БТИ, занимавшимся в то время статистикой в системе ЖКХ, вся информация была передана на уровень местного самоуправления. Но сегодня она не является достоверной, так как устарела. Поэтому я доложил Владимиру Владимировичу Путину, что нам нужно провести инвентаризацию жилого фонда. Моим главным аргументом было то, что сегодня ни у кого нет данных: сколько ветхого, аварийного жилья, сколько нужно перевести из аварийного в ветхое и сколько новых домов надо построить. Госкомстат эти данные не получает. Кадастровая палата собирает данные по вновь вводимому жилью. А что же делать с теми домами, которые есть? Что делать с неприватизированным и частным жильем – оно вообще полностью не учтенное».


Такое же положение, подчеркнул Игорь Шпектор, и в системе коммуникаций. Никто не знает сегодня, сколько сетей, тепла, воды, какая аварийность, какое качество воды поступает с водозаборов и потом поставляется потребителю. Это все статистические данные, которые должны быть, но их, к сожалению, нет. На уровне МСУ нет обязанности вести такой учет и предоставлять данные в Росстат.


Участники совещания отметили, что разрушена государственная система. Минрегион что-то собирал, работая неудовлетворительно и некачественно, и передал это Минстрою. Сегодня Минстрой, по словам заместителя директора Департамента ЖКХ Олеси Лещенко, готовит приказ о проведении мониторинга. Но никакой мониторинг не заменит статистику, он должен основываться именно на статистических данных.


«Я не понимаю, как министр экономического развития Улюкаев рассчитывает бюджет, связанный с жильем, не имея конкретных статистических данных», – удивляется председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. По его мнению, изменения в жилищном законодательстве необходимо начинать с основ. У нас нет многоквартирного дома как объекта недвижимости. И если у него меняется собственник, у Росстата не будет информации. Или возьмем термин «доступное жилье». У нас даже нет статистического понятия, что такое доступное жилье – надо сравнивать различные экономические факторы».


Широкова поддержал и его коллега по комитету Александр Вербицкий: «Мы предложили депутатам Думы законодательно признать многоквартирные дома объектами недвижимости». По его мнению, определенность в собственниках поможет создать работающую правовую базу: «Мы продолжаем оперировать советским понятием «капитальный ремонт». Принятый сейчас закон – авантюра. Если собственники содержат свой дом, проводят своевременную замену оборудования, зачем им нужен капитальный ремонт? Вот, скажем, сделали у меня дома капитальный ремонт – я и дальше должен платить?»


Мы оказались в сложной ситуации. Статистика не может быть основана на мониторинге. Если министерства используют такие методы, это грустно, сообщил о своем видении проблемы руководитель Росстата Александр Суринов. По его словам, ведомство готово нести обязанности по сбору информации: «У нас нет надзорных функций, мы не кровожадные. Но хотелось бы все-таки получать качественную и достоверную информацию, быть ближе к истине». Единственное, что нужно Росстату сейчас, – слаженная работа местных и федеральных властей по сбору информации: «Мы не ретрограды, статистика может быть представлена как на бумаге, так и в электронном виде, но это должен быть официальный документ. А у местных властей информации нет. Если, не дай бог, сель или пожар – то где статистика? Меня удивляют такие мэры». «Должен быть технический учет, должен быть в стране порядок», – подытожил глава Росстата.


В итоге участники совещания пришли к общему мнению, что нужно провести серию встреч, в ходе которых разработать системы – что должно входить в Госстатистику. Затем выйти на Правительство Российской Федерации, чтобы появился соответствующий закон, который обязывал бы органы местного самоуправления нести персональную ответственность перед органами БТИ, которые нужно вводить.


 


Источник:   Информационный портал «Городское хозяйство и ЖКХ»



 К списку новостей Отправить другу