Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

09.06.2016

Минстрой учел предложения ОНФ по ужесточению ответственности недобросовестных управляющих компаний




Минстрой России разработал проект поправок в Жилищный кодекс РФ, где учел предложения ОНФ по ужесточению ответственности недобросовестных управляющих организаций за нарушения лицензионных требований. Однако в поправках министерства, как отмечают эксперты Народного фронта, имеются положения, которые не исключают возможности завышения управляющими организациями стоимости своих услуг.


В январе в Ставрополе на межрегиональном форуме ОНФ активисты и эксперты предложили внести поправки в Жилищный кодекс РФ, в которых оговаривалось бы, что правительство РФ устанавливает типовые условия договора управления многоквартирными домами (МКД) и упрощение системы аннулирования лицензий у недобросовестных управляющих организаций. Эта же острая для регионов тема обсуждалась и на апрельском форуме ОНФ в Йошкар-Оле.


В последнее время растет число жалоб граждан на некачественное управление их домами со стороны УК, увеличивается количество выявленных Госжилинспекцией нарушений. Однако жильцам часто приходится повторно обращаться в жилищную инспекцию по одним и тем же фактам нарушения их жилищных прав, поскольку управляющие организации исполняют предписания не всегда своевременно и в надлежащем объеме.


Но нарушители продолжают управлять жилым фондом. И в первую очередь это связано со сложной схемой отзыва лицензии УК, предусмотренной в нынешней редакции Жилищного кодекса.


Чтобы изменить ситуацию, Минстрой разработал проект поправок, которые предусматривают, что типовые условия договора управления многоквартирными домами устанавливаются правительством РФ. В случае неоднократного в течение года грубого нарушения со стороны УК лицензионных требований в отношении МКД дом отбирается у этой управляющей компании для передачи в обслуживание добросовестной УК. Законопроект также вводит аннулирование лицензии по решению лицензионной комиссии без проведения судебного разбирательства.


В случае принятия документа Госдумой в Жилищном кодексе появятся понятия «грубое» и «повторное грубое» нарушение лицензионных требований в отношении управления многоквартирными домами. А административные дела о нарушениях правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД об осуществлении такой деятельности без лицензии будут рассматриваться Госжилинспекцией без привлечения суда, что позволит сократить сроки вынесения наказания недобросовестным управляющим компаниям.


Также Жилищный кодекс дополнится требованием, согласно которому по указанию главного государственного жилищного инспектора РФ региональные ГЖИ будут обязаны провести внеплановую проверку УК.


«Законопроект Минстроя – документ очень своевременный. Мы провели анализ ситуации с лишением лицензий управляющих компаний, в ведении которых – более 200–500 домов, и пришли к выводу, что отозвать лицензию у УК крайне сложно, даже в тех случаях, когда у компании много нарушений. Помимо прочего, чтобы ГЖИ лишила управляющую компанию лицензии, необходимо, чтобы весь процесс – от момента выдачи предписаний до аннулирования лицензии – прошел в течение календарного года. То есть, если заявка была, к примеру, подана в сентябре, процесс отзыва должен завершиться к концу того же года. Это позволяет управляющим компаниям уходить от ответственности из-за коротких сроков разбирательства – суды не успевают рассмотреть заявление, а в итоге УК продолжают обслуживать дома. В новом законопроекте понятие «календарный год» заменено на понятие «двенадцать месяцев». Это дает ГЖИ больше времени для отзыва лицензии, проведения разбирательства и решения вопроса, как поступить с домами недобросовестной УК, и должно будет, надеюсь, повысить уровень дисциплины управляющих организаций», – отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ в Республике Башкортостан Надежда Крылова.


Однако эксперты ОНФ считают некоторые пункты поправок весьма спорными. Член рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ Светлана Калинина относит к таким предложениям вопрос об установлении размера платы за услуги управляющих компаний.


«Законопроект предлагает ввести новое правило: если жильцы не приняли решение о способе управления многоквартирным домом и стоимости услуг УК, то и компания, и цена будут определены на торгах. Однако на таких торгах не исключена возможность заведомого завышения управляющими организациями цен на свои услуги. Так, в Брянской области был инцидент, когда стоимость услуги по обслуживанию и текущему ремонту поднялась с 7 руб. 80 коп. до 37 и 87 руб. для разных домов – в зависимости от их оснащенности лифтами и прочим. Чтобы таких случаев не происходило, жители должны занимать активную гражданскую позицию и не уклоняться от принятия решений о способе управления многоквартирным домом и стоимости услуг УК. Принимать участие в процессе выбора управляющих компаний также должны муниципалитеты, имеющие свой жилой фонд», – полагает Светлана Калинина. Она уточнила, что данная проблема будет обсуждаться на ближайшем заседании рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» по теме передачи ветхого жилого фонда управляющим компаниям.


Другой спорный момент – предложенная Минстроем статья, согласно которой, если по результатам выполнения договора у управляющей организации остаются неизрасходованные средства жильцов, они поступают в распоряжение управляющей организации. В настоящее время не прописано, что делать с оставшимися деньгами. Но и предложенная Минстроем формулировка, по мнению экспертов ОНФ, может вызвать у сотрудников управляющих компаний желание сэкономить на материалах и работах по текущему ремонту дома, что явно снизит его качество. В ОНФ считают, что для того чтобы предотвратить использование денег жильцов в качестве премий для руководства управляющих компаний, в документе необходимо указать, что оставшиеся средства должны направляться исключительно на обслуживание дома.


 


Источник: http://onf.ru/



 К списку новостей Отправить другу