31.08.2016
25 августа «Коммерсантъ-Волга» провел круглый стол на тему «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ в Самарской области?».
В мероприятии приняли участие представители компаний: ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», ПАО «Самараэнерго», ООО «Газпром межрегионгаз Самара», Самарского филиала АНП «Национальный жилищный конгресс», ЕИРЦ «Квартплата 24», ООО НК «Энергосбыт», Общественной палаты Самарской области, ГАУ СО ДПО «Квалификационный центр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики», руководители управляющих компаний «Жилищно-коммунальная система», «Коммунальник», «Образцовое содержание жилья», «Шведская слобода», «Квартал НД», «Приволжское ПЖРУ», ООО МУП ЖКХ (Тольятти) и др.
Участники рынка и эксперты обсудили исполнение федерального закона №307, вступившего в силу 1 января 2016 года и предусматривающего укрепление платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов. Помимо этого, были рассмотрены наиболее острые вопросы взаимоотношений между ресурсоснабжающими компаниями, управляющими компаниями (УК) и населением.
Открывая круглый стол, его модератор Рашид Артиков, заместитель генерального директора НП «Российское теплоснабжение» и эксперт комитета по энергетике Госдумы РФ, отметил, что тема неплатежей в ЖКХ - одна из важнейших, которые стоят сегодня перед государством. При этом вступление в силу закона 307 особенного эффекта не возымело: суммы задолженности, а с ними и штрафы, продолжают расти, все больше и больше предприятий и УК банкротятся, уходят с рынка. На их место приходят новые предприятия, однако долги никуда не исчезают.
В свою очередь, в НП «Российское теплоснабжение» считают крайне важным уделять особое внимание соблюдению баланса интересов поставщиков и производителей. «Установившаяся сегодня поддержка граждан через сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные ресурсы зачастую приводит к негативным последствиям как для потребителей, так и отдельным категориям поставщиков, - отметил господин Артиков. - Потребители оказались незащищенными перед тарифами, установленными на высоком уровне, поскольку государство сдерживает темпы роста тарифов, а не их величину. А в некоторых регионах, наоборот, теплоснабжающие организации оказались поставлены в условия постоянного недофинасирования, они вынуждены нести нагрузку перекрестного субсидирования из-за ограничения роста тарифов и в результате им не хватает ресурсов на ремонт и реализацию инвестиционных программ».
В НП «Российское теплоснабжение» считают необходимым корректировку бюджетного законодательства. В частности, должен быть радикально сокращен непомерно раздутый перечень потребителей, не подлежащих отключению. Должна быть предусмотрена процедура, подтверждающая такой статус. Кроме того, необходимо предоставление банковских гарантий на оплату долгов ответственного за обеспечение ресурсом. «Реструктуризация долгов по теплоснабжению сама по себе ничего не решает, если не будет определен финансовый источник их погашения, - подчеркнул Рашид Артиков. - Сегодня в случае банкротства теплоснабжающей организации следует прощение всех долгов. Необходимо провести анализ долгов всех теплоснабжающих организаций и по каждому типу разработать модели их погашения. А если у нас основная часть долгов сведена к непогашаемым, процедура банкротства будет повторяться бесконечно».
По мнению председателя комиссии по местному самоуправлению, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самарской области, руководителя Регионального центра общественного контроля ЖКХ Виктора Часовских, данную проблему нужно разделить на две проблемы: жильцов и юрлиц. «Если говорить в целом о долгах, то доля жителей – это 10-20%, все остальное – задолженность юрлиц», - пояснил он, уточнив, что, исходя из этого, а также существующей схемы взаимоотношений «собственник – УК - ресурсоснабжающая орагнизация», можно выделить три наиболее острых вопроса - и способа их решения.
Во-первых – это наличие кассового разрыва. «Собственники платят за комуслуги до 10 числа. УК обязана расплачиваться с ресурсонабжающей организацией до 1 числа, а то и по предоплате. В итоге УК вынуждена, не успев собрать деньги за комуслуги, а используя те, которые она собрала за текущий ремонт, перечислять их ресурсоснабжающим организациям. Тем самым ухудшается процесс обслуживания дома», - пояснил Виктор Часовских. Второй момент, по его словам, состоит в том, что УК обязана оплатить 100% стоимости поставленных ресурсов, в то время как собираемость средств с дома составляет в среднем 95%. И эта разница в 5% суммируется каждый месяц. По мнению господина Часовских, нужно законодательно решить: сколько ресурсоснабжающая компания собирает, столько она и оплачивает.
И третье, что в принципе способно решить вопросы неплатежей – организация единых расчетных центров (ЕРЦ). «Собственники оплачивают ЕРЦ, он распределяет, кому сколько положено. Я считаю, решение проблемы здесь», - пояснил Виктор Часовских.
Кроме прочего, по мнению Часовских, стоит рассмотреть такие меры, как заключение прямого договора между собственником и поставщиком ресурса, введения такого критерия в лицензировании УК, как наличие задолженности за ЖКХ, повышение платежной дисциплины населения за счет упрощения процедуры определения некачественных услуг и возможности получения на этом основании перерасчета, а также упрощения процедур по принятию решений о прекращении поставки комресурсов, принудительной реализации собственности за долги.
По словам директора Самарского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сергея Анташева, действующее законодательство способно обеспечивать сборы платежей на должном уровне. Но — если его исполнять. Сегодня основная проблема состоит в том, что компании, поставляющие ресурсы, не могут получить деньги, которые оплатили собственники. То есть главный вопрос — взаимоотношения «ресурсников» с УК. «По итогам 2015 года собираемость платежей с собственников жилья в Самаре составила 98%. Люди платят. А вот платежеспособность УК по прошлому году - лишь 80%, то есть наши потери — минимум 15%», - подчеркнул господин Анташев, уточнив, что компания пошла навстречу УК и предложила недосбор в 5%-7% принять в качестве цессии. «Из 60 УК, с которыми мы работаем, встреча состоялась лишь с 48. Из них подписали соглашение только 16, а выполняют обязательства - 12».
В связи с этим, в компании считают необходимым более четко прописать в законодательстве как лицензионные требования, предъявляемые к УК, так и процедуру лишения их лицензии. Еще одно предложение — прописать схему заключения договора собственников напрямую с «ресурсником».
По словам заместителя начальника отдела расчетов и контроля ПАО «Самараэнерго» Сергея Потапова, на 1 августа текущего года задолженность за потребленную энергию в организации достигла 4,3 млрд руб., причем группа ЖКХ, которая состоит из статей «тепло» и «водоснабжение», достигла 1,2 млрд руб., по статье УК долг 480 млн руб. «Для сравнения, на начало года задолженность по группе ЖКХ составляла 1,1 млрд, по УК - 436 млн., то есть в целом за 7 месяцев долг вырос на 25 млн руб», - подытожил Сергей Потапов, уточнив, что самым проблемными по сумме задолженности являются г.о. Самара, г.о. Сызрань, а также Нефтегорский и Ставропольский муниципальные районы. Однако механизмов работы с должниками в арсенале «ресурсников» не так уж и много — в первую очередь, конечно, возможность реструктуризации, и в этом «Самараэнерго» всегда готова идти навстречу. Со злостными неплательщиками выход один — обращение в суд. «Что касается 307 закона, то, что касается физлиц, практика штрафных санкций работает. А вот в отношении юрлиц данный механизм не регламентирован, применение этого пункта в данный момент, к сожалению, невозможно», - отметил господин Потапов.
По словам начальника отдела по работе с населением ООО «Газпром межрегионгаз Самара» Павла Гоненкова, уровень оплаты за газ среди населения сегодня составляет 97-98%, дебиторская задолженность в настоящий момент достигла 1,4 млрд руб. При этом в условиях инфляции и сокращения покупательской способности населения наблюдается процесс сокращения платежей за газ. В данный момент основной способ решения проблемы — исковое заявление. Но если в прошлом году их было предъявлено должникам на сумму 57 млн руб, а взыскано всего около 12 млн., то есть не более 20%. Вторая, более действенная санкция — приостановление подачи газа. Однако, по словам господина Гоненкова, ее сопровождает ряд ограничений: «Должна быть техническая возможность и, что не менее важно, физическая возможность попасть в квартиру собственника. И в этом случае закон выступает не на нашей стороне». Тем не менее, по итогам прошлого года было произведено более 3 тыс таких отключений. В случае взыскания задолженности с ТСЖ и УК, законодательство дает больше свободы в плане отключения, однако существуют свои ограничения: не должны быть нарушены интересы тех граждан, которые исправно оплачивают комуслуги, что, опять же, реализовать технически проблематично. Таким образом, по словам Павла Гоненкова, хотелось бы доработки нормативных актов, а также создания для платежеспособных абонентов возможности проведения безналичных платежей.
По мнению директора Самарского филиала АНП «Национальный жилищный конгресс» Андрея Паршина, полностью проблему неплатежей населения, наверное, решить не получится никогда: существуют слои населения, в зависимости от региона их может быть 1,5-3%, которые не справляются с частью обязательных платежей. «Это проблема даже не жилищно-коммунальной сферы, а государства».
В целом же, в настоящий момент самый проблемный для УК вопрос — долги за ресурсы теплоснабжения и снабжения горячей водой, так как они составляют наиболее значительную часть платежной квитанции. И, по мнению господина Паршина, выходом из ситуации, когда вследствие неплатежей населения у УК накапливаются долги за данные ресурсы, может стать исключение УК из цепочки взаимоотношений между ресурсоснабжающей организацией и физлицами. «Зачем придумывать новые меры, чтобы принудить УК исполнять то, что она не может, выплачивать деньги, которых у нее нет, - путем увеличения штрафов, отзыва лицензий, принудительного перевода в государственные расчетно-кассовые центры. Это полумеры, которые проблему не решают», - пояснил он.
«В настоящий момент УК наделены статусом исполнителя коммунальных услуг. Однако мы считаем его надуманным и предлагаем сменить, то есть назвать УК не исполнителем комуслуг, а органом, обеспечивающим подачу комресурса, то есть ответственным за прохождение его через домовые коммуникации». Работа по реализации данной идеи ведется на протяжении пяти последних лет. «Национальный жилищный конгресс» принимал активное участие в подготовке соответствующего законопроекта. В настоящий момент он готов, прошел основные процедуры согласования и ожидает принятия в Госдуме.
В дальнейшем модератор предоставил возможность выступить всем присутствующим. Каждый участник высказал свой взгляд на существующую проблему и варианты ее решения. Со стороны управляющих компаний прозвучали вопросы в адрес управления Федеральной службы судебных приставов (ФСПП) по Самарской области и Прокуратуры Самарской области, а также ряд конкретных предложений.
По итогам мероприятия «Коммерсантъ-Волга» совместно с его участниками подготовит резолюцию, которая затем будет направлена в органы исполнительной и законодательной власти региона и страны. Кроме того, принято решение продолжить обсуждение темы неплатежей на следующих мероприятиях «Коммерсантъ-Волга» – в Ульяновске и Оренбурге.
Источник информации: Коммерсантъ.ru |