Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

19.10.2016


Со следующего года в коммунальных квитанциях появится новая строка - оплата за сбор и вывоз мусора. Это потребует от регионов в срочном порядке провести конкурс и выбрать оператора, который будет этим заниматься. Рынок в целом ждут перемены, так как собирать, транспортировать и утилизировать ТКО (твердые коммунальные отходы) без необходимой лицензии больше будет нельзя. К тому же в ближайшие годы требование сортировать бытовой мусор станет обязательным. Чем чреваты новые правила и как их реализовать на практике, выяснял корреспондент "РГ".


Новая схема, по задумке авторов закона, призвана унифицировать плату за вывоз мусора в пределах одного региона, а обязательное лицензирование должно сократить долю теневого рынка обращения с отходами.


Тарификацией услуги уже будет заниматься сам региональный оператор, которого нужно определить местным властям. Вопрос в том, насколько свободно эти операторы смогут себя чувствовать в плане установки платы за свою услугу, тем более что управляющие компании, а следовательно, и граждане, не будут иметь к этому отношения. Федеральные чиновники по этому поводу лишь надеются, что тарифы не взлетят, мотивируя это тем, что оператор будет получать лицензию на 10 лет, а значит не будет стараться "заработать все прямо сейчас" и станет спокойно работать.


Согласно данным Росстата и Налоговой службы, в Петербурге и области несколько тысяч не зарегистрированных в правовом поле, но успешно работающих с отходами. Естественно, в конкурсе на регионального оператора они по-участвовать не смогут, но это хороший стимул, чтобы, наконец, выйти из тени, считают региональные чиновники. Для сравнения - лицензированных предприятий во всем СЗФО около 400.


- "Серый" слой бизнеса в отрасли большой. О таких компаниях мы, к сожалению, узнаем из жалоб жителей или из соцсетей, - рассказала заместитель начальника департамента Росприроднадзора по СЗФО Авдиенко. - Множество фирм принимают стеклотару, пластик и макулатуру, при этом не имеют документов, не платят налоги и сами несут угрозу окружающей среде.


Далеко не факт, что такие фирмы все-таки довозят мусор до лицензированных полигонов - отсюда рост количества несанкционированных свалок на территории области. В Ленобласти их около двух тысяч, но это включая и самые мелкие, в основном образующиеся вдоль дорог. В целом для выбора регионального оператора по обращению с отходами нужно утвердить региональную схему по обращению с ТКО. Почти во всех регионах Северо-Запада схемы сейчас на стадии согласования, за исключением Вологодской области, где недостаток финансирования задержал процесс, и здесь только недавно выбрали организацию по разработке схемы. В Калининградской области и НАО схемы уже окончательно утверждены правительством. По рекомендации минстроя, чтобы избежать монополизации рынка, нужно утвердить несколько зон деятельности для региональных операторов. В Петербурге таких зон будет две, в Ленобласти - одна, так как эти два субъекта со своей спецификой, и петербургский мусор практически весь размещается на территории области.


Сразу после решения вопроса с региональными операторами заработает другая норма, которая перестроит всю схему сбора мусора и, возможно, станет основной задачей для победивших в конкурсе компаний. С 2017 года федеральным законом запрещается захоранивать определенные наименования отходов, где есть подлежащие переработке компоненты. Например, 20 процентов автомобильных покрышек, картона и бумаги, 30 процентов металлической тары, 15 процентов нефтепродуктов и аккумуляторов и ряд других компонентов теперь должны будут перерабатываться. А с 2024 вводится полный запрет на захоронение несортированных отходов. Это значит, что бытовые отходы населения стопроцентно должны сортироваться, и у раздельного сбора, о котором в Петербурге только говорят, наконец-то появился крайний срок внедрения.


- Лучше начинать работать над этим уже сейчас, так как говорить и откладывать можно сколько угодно, - продолжила Авдиенко. - Но потом наступит момент, когда полигоны попросту перестанут брать на захоронение такие материалы, как пластик, бумагу, железо - все, из чего можно отобрать полезные фракции для дальнейшей переработки. И к этому моменту уже нужно быть готовыми.


Власти подтверждают - специализированных площадок для раздельного сбора в городе нет. Сам принцип раздельного сбора в Петербурге ранее не был запрещен, просто очень плохо работал, однако в территориальной схеме обращения с отходами этот принцип заложен.


Более того, в некоторых районах первый шаг уже сделан, в основном силами добровольцев. По словам региональных чиновников, необходим не только раздель-ный сбор, но и сортировка, так что в Петербурге уже приступили к уточнению региональной программы и привлекли к этой работе общественные организации.


- С 2024 года мы уже не сможем собирать мусор без сортировки, и это означает не только раздельный сбор, но и то, что в регионах должна появиться необходимая инфраструктура, - говорит заместитель председателя городского комитета по благоустройству Кирилл Пащенко. - Существующей сегодня в Петербурге инфраструктуры недостаточно, чтобы стопроцентно направить все потоки отходов, следовательно, нам потребуются немалые средства. Хотелось бы развеять миф, что для этого нужно будет повысить коммунальные тарифы, хотя их рост и контролируется федеральным правительством.


Минстрой рекомендует субъектам нарабатывать отношения с инвесторами и строить эту инфраструктуру за счет привлеченных средств. Получится ли у регионов эти средства найти - вопрос открытый.


Прямая речь


Татьяна Нагорская, руководитель общественного движения "Раздельный сбор":


- Регион сам решает, осуществлять раздельный сбор или сортировать смешанные отходы. На наш взгляд, сортировка, конечно, нужна, чтобы изымать полезные для переработки фракции, но раздельный сбор в этом отношении - куда более мощный инструмент. Сейчас раздельный сбор в Петербурге на придомовых территориях имеет несколько "партизанский" характер, он инициирован снизу, а не сверху. Хотя мы взаимодействуем с властями, и они в курсе, что система развивается, нам пока не очень понятно, кто в итоге должен эту схему внедрять, оплачивать площадки и контейнеры, обеспечить инфраструктуру в целом. По идее, стоило бы прописать это требование в конкурсную документацию для будущих региональных операторов, заложить в инвестиционную программу на несколько лет, но пока четких шагов мы не видим и будем продолжать совместную работу.


Источник информации: Российская газета



 К списку новостей Отправить другу