23.11.2016 Привычные свалки должны совсем скоро исчезнуть из регионов благодаря новой системе утилизации отходов. С будущего года в каждом субъекте начнет работать областной оператор, главная функция которого - формировать принципы "правильного" обращения с мусором. Бизнес будет заниматься сбором, сортировкой, переработкой и захоронением отходов. Однако сами предприниматели отмечают: для того чтобы все это заработало, потребуются инвестиции, и немалые. Власти же, в свою очередь, должны гарантировать адекватный затратам на утилизацию мусора тариф. Система еще не сформирована, но на рынок уже пришли первые игроки.
Экология и экономия
В регионах к необходимости упорядочить сбор и переработку отходов, а также включить в эту систему бизнес отнеслись по-разному. В первую очередь власти подчеркнули назревшую необходимость хоть каких-то перемен в этой сфере. Так, заместитель курского губернатора Александр Демин подчеркнул, что отдельные полигоны для вывоза ТБО нужно было давно закрыть, но они работают, потому что альтернативы пока нет.
- Для того чтобы улучшить ситуацию, мы делаем многое, - отмечает Демин. - В области начали работать мусоросортировочные заводы, существует переработка бумаги, пластика.
По словам чиновника, все это пока преследует единственную цель - освободить курские города и села от мусора, в том числе несанкционированных свалок. Их уже стало гораздо меньше. А с приходом регионального оператора должно значительно улучшиться экологическое состояние территорий. Естественно, на все это потребуются финансовые вложения, и только из казны выделить средства на все нужды не получится. Привлекать же инвесторов должен удобный для них тариф. Согласно предложенной федеральным центром методике, плата будет взиматься не как раньше - из расчета на квадратные метры жилья, а исходя из количества проживающих. Так, если в трехкомнатной квартире прописан всего один жилец, стоимость утилизации для него окажется меньшей, чем раньше, а если в "однушке" ютится большая семья, возможно, плата для нее и вырастет.
Однако именно сумма, которую будут платить за утилизацию жители, станет главным фактором инвестиционной привлекательности отрасли, уверен председатель общественного совета при профильном комитете администрации Курской области Иван Ерохин. На предусмотренную законом поддержку из казны, по его словам, сначала рассчитывать не придется.
- Механизм, который позволит частному бизнесу выйти на рынок утилизации отходов, тоже прописан в законодательстве, - поясняет он. - Такие предприниматели должны заняться разработкой инвестиционной программы. Однако если она не будет согласована с мероприятиями общей региональной программы, то никакой поддержки из бюджета не будет. Но все мы понимаем, насколько длительным может стать процесс согласования. Поэтому, я думаю, в 2017 году наши региональные операторы и бизнес, который они привлекут в отрасль, будут жить только за счет тарифа. Крупные инвестиционные проекты мы увидим в лучшем случае в 2018-2019 годах.
В свою очередь, заместитель руководителя департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды минприроды Николай Нефедьев предостерегает: повышать привлекательность отрасли путем повышения тарифа не стоит. Сам же механизм поддержки бизнеса и условия для субсидирования пока, по его словам, не всем доступны.
Разделяй и властвуй
По мнению экспертов, толчок развитию новой системы дадут сортировочные предприятия. Они работают практически в каждом регионе, однако свои услуги ценят недешево. Во многом именно поэтому в городах и селах решили начать раздельный сбор мусора самостоятельно.
Так, контейнеры для пластика, бумаги, стекла и металла появились в Прохоровском районе Белгородской области. Глава муниципалитета Сергей Канищев отмечает, что власти намерены не только сформировать новую культуру обращения с отходами у жителей, но и сэкономить. Ведь в районе нет собственного полигона для вывоза ТБО, мусор приходится транспортировать за десятки километров, и за девять месяцев из муниципальной казны ушло свыше 11 миллионов рублей на эти цели. Если же значительная часть отходов будет сразу сортироваться, их можно тут же реализовать переработчикам, а значит, платить за вывоз столько же уже не придется.
Подобный опыт есть и в Курске, и в Липецке. В основном несколько контейнеров для сортировки устанавливают в новых микрорайонах. Ведь обычно живет там молодежь, которая быстро привыкает к новому.
Иван Ерохин предполагает, что эта тенденция не изменится.
- Не зря в Европе мусор сортируют уже много десятилетий, - считает он. - К тому же, согласно новым нормам об утилизации отходов, та контейнерная площадка, к которой все мы привыкли, становится производственной зоной регионального оператора. Именно он должен будет не только обслуживать их, но и устанавливать порядок использования.
Только вот как мотивировать жителей не бросать стекло в контейнер с бумагой, власти пока не знают. Однако представитель датской компании Лариса Лауритцен подчеркивает: главный стимул для человека - это возможность сэкономить.
- Система обращения с отходами в Дании - существенный аспект комфортности среды обитания и один из главных факторов туристской привлекательности территории, - уточняет она. - Конечно, всем интересен прежде всего инвестиционный аспект этой программы. Могу сказать одно - в разработке каких-либо нормативов для работы системы утилизации отходов должны участвовать и власти, и бизнес, и представители общественности.
Датский опыт сформировался благодаря четкой финансовой зависимости друг от друга всех участников рынка.
- Там широко распространена "советская" система оборотной тары, - продолжает Лариса Лауритцен. - Она существует в том же виде, в каком мы ее помним, только вместо киосков с ящиками на улицах стоят автоматы, которые принимают тару у человека. Их разместили таким образом, что каждому легко и удобно по пути сдать те же бутылки. Любопытно, что эта система не позволила одному из крупнейших производителей пива заменить стеклянную бутылку на пластиковую, как принято в России. Там просто никто не покупает пиво в такой таре, хотя, казалось бы, она удобнее - легче и не бьется. Вместе с тем люди охотно сдают бутылки, ведь за любой объем мусора, который они произвели, им приходится платить. Все отходы датчане собирают в пакет или контейнер, и когда приходит время его вывезти, нужно внести плату за эту услугу. Если контейнеров два - значит, трат больше.
Пока же о подобном механизме мотивации задумались лишь в Белгородской области, губернатор которой Евгений Савченко предложил снизить тариф на вывоз мусора для владельцев частных домов, имеющих компостные кучи. По его словам, они уже не забивают баки "растительностью", а значит, производят отходов значительно меньше соседей, не занимающихся компостированием. Сами белгородцы на эту инициативу откликнулись живо: если платить за ТБО можно будет меньше, этой возможностью нужно пользоваться.
Доходы из отходов
Даже если раздельный сбор мусора будет внедрен повсеместно, необходимость в сортировочных мощностях останется. Представитель компании, вкладывающей в создание мусоросортировочных предприятий в Белгородской и Липецкой областях, Айна Кудряшова отмечает: новые технологии позволяют отсортировать уже не 10 процентов отходов для переработки, как это было раньше, а 25 и более.
- Сортировочный завод - лишь инструмент для создания прибыльного бизнеса, - поясняет она. - Конечно, пэт-бутылки мы можем отсортировать и вручную, но сейчас речь идет конкретно о выделении из общей массы полистирола или пропилена. Это уже тот продукт, который нужен переработчику, производителю.
Кудряшова подчеркивает: даже ту часть мусора, которую пока планируют складировать на полигонах, может быть переработана.
- Биогенные фракции отходов, благодаря новым технологиям для их нейтрализации, могут быть переработаны во вторичное топливо, - отмечает она. - Однако пока оно не востребовано в России, заработать на этом сложно.
Впрочем, даже если четвертую часть мусора направить на переработку, то, по словам экспертов, это существенно улучшит экологическое состояние. Однако важно, чтобы и продукты переработки пользовались спросом. К примеру, липецкое предприятие сейчас ищет рынок сбыта тротуарной плитки, созданной из резиновых шин.
- Риски, конечно, велики, - признается директор компании-инвестора Алексей Гольцов. - Мы вложили в производство примерно 24 миллиона рублей и пока выполнили только первый заказ на поставку нашей продукции в Московскую область. Плюс в том, что пока эта ниша не занята, а использованных шин - очень много, и все пытаются избавиться от отработавшей свое резины не совсем законным способом. Мы же предлагаем людям заключить договор. При этом на выходе мы получаем плитку, которая может использоваться даже на детских площадках.
В будущем, по мнению Гольцова, этот рынок будет постепенно заполняться не только новыми игроками, но и совершенно незнакомой ранее продукцией.
Источник информации: Российская газета |