28.02.2017 Эксперты проекта ОНФ «Генеральная уборка» провели анализ принятых в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по сбору и переработке твердых коммунальных отходов. В результате анализа было установлено, что большинство регионов не смогли выполнить данную работу в полном объеме.
Эксперты проекта ОНФ «Генеральная уборка» провели анализ принятых в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по сбору и переработке твердых коммунальных отходов.
Ранее президент России рекомендовал ОНФ провести анализ принятых в российских регионах нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность по сбору и переработке ТКО, а также организовать работу по обеспечению прозрачности и информационной открытости конкурсных процедур по отбору региональных операторов по обращению с отходами.
По словам сопредседателя Центрального штаба ОНФ Александра Бречалова, общественниками в результате анализа было установлено, что большинство регионов не смогли выполнить данную работу в полном объеме.
«По состоянию на середину февраля 2017 г. экспертами ОНФ было проанализировано более 30 территориальных схем на соответствие постановлению правительства «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами». Наше исследование показало, что ни одна из территориальных схем не соответствует требованиям постановления, и при этом, стоит добавить, они уже утверждены Федеральной службой по надзору в сфере природопользования», – отметил Бречалов.
По его словам, среди наиболее часто встречаемых несоответствий стоит отметить отсутствие в территориальных схемах данных о непосредственных участниках отрасли обращения с отходами.
«Таким образом, получается, что ни федеральные и региональные органы власти, ни потенциальные инвесторы и региональные операторы, ни граждане не обладают объективной информацией о положении дел на рынке вторсырья на территории своего региона: неизвестно, куда можно сдать отобранное вторсырье и кто может его утилизировать. Отсутствие данных о сборщиках и переработчиках отходов и вторсырья в дальнейшем исключает возможность их участия в инвестиционных и региональных программах по обращению с отходами и, следовательно, возможность получения бюджетной помощи на развитие и модернизацию своих производств, что препятствует развитию отрасли по обращению с отходами и снижению количества захораниваемых отходов на полигонах», – подчеркнул Бречалов.
По мнению координатора проекта ОНФ «Генеральная уборка», депутата Госдумы Владимира Гутенева, проведенный анализ выявил, что в некоторых регионах в территориальных схемах в качестве перспективных объектов по обращению с отходами предпочтение отдается строительству новых полигонов, а не строительству соответствующих мощностей по сортировке отходов и тем более утилизации.
«Так, например, в Хабаровском крае на строительство 21 полигона ТБО планируется затратить 2 млрд 76 млн руб., а на строительство четырех мусоросортировочных комплексов и 25 мусоросжигательных установок – всего 280 млн и 125 млн руб. соответственно», – отметил Гутенев.
По словам координатора проекта ОНФ «Генеральная уборка», общая сумма контрактов на разработку территориальных схем во всех субъектах Российской Федерации составила около 600 млн руб.
«Вне зависимости от суммы контракта многие территориальные схемы были разработаны за очень короткие сроки. Например, в Республике Мордовия – за 11 дней, в Республике Адыгея – за 4 дня, а в Пермском крае – всего за 3 дня. При этом качество системного документа регионального масштаба, разработанного за несколько дней, говорит само за себя. Учитывая общую степень проработки территориальных схем, а также продление срока реализации реформы, мы считаем целесообразным доработать все территориальные схемы по обращению с отходами, возможно, с разработкой и внедрением единой формы терсхемы», – отметил Гутенев.
В заключение он обратил внимание на выдвинутое ранее и поддержанное лидером Народного фронта предложение ОНФ по созданию механизма общественного контроля и учета мнения граждан при разработке и утверждении территориальных схем обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и при выборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Напомним, по итогам состоявшегося 22 ноября 2016 г. в Москве «Форума Действий» ОНФ президентом Российской Федерации были утверждены поручения, одно из которых было посвящено подготовке предложений по внесению в законодательство Российской Федерации изменений на основе предложения ОНФ по внедрению механизма общественного контроля. Срок исполнения поручения истек 15 февраля 2017 г.
«Результаты нашего анализа реализации реформы обращения с отходами и рекомендации по ней направлены президенту России. Мы не снимаем поручение с контроля, работа по нему будет продолжена», - резюмировал Гутенев.
Источник: ОНФ |