|
05.12.2007 В наступающем 2008 году Томской области предрекают длительный энергетический голод
Призрак энергетического кризиса витает над нашей областью уже давно. В него тыкали пальцем еще в начале двухтысячных, когда впервые было замечено, что Томская область – самая энергодефицитная во всем Сибирском регионе. Уже тогда мы закупали на ФОРЭМе 67 процентов всего потребляемого электричества. С тех пор картина не только не улучшилась, она стала значительно хуже. Местная энергосистема все прочнее втягивается в омут локального кризиса. И виной всему... наши успехи в области промышленного роста и жилищного строительства.
В самом деле – активная реализация программ строительства жилья, создания ОЭЗ, в перспективе - освоение новых месторождений железной руды в Бакчарском районе, все это требует создания дополнительных энергетических и тепловых мощностей в масштабах, не виданных со времен капитальных строек СССР. Однако соответствующих сил для этого у области нет. Они даже убывают – в наступающем 2008 году планируется остановить последний из действующих северских реакторов.
К тому же изношенность оборудования требует технического переоснащения на ГРЭС-2 и ТЭЦ СХК. На очереди – переделка локальных газотурбинных установок в связи с ростом нагрузок из-за вывода ядерного комплекса теплоснабжения. И если уже сейчас, по словам начальника департамента энергетики администрации области Владимира Пронина, мы производим лишь 4 миллиарда киловатт-часов из потребляемых семи, то перспективы у области довольно кислые. В регионе, наиболее богатом ресурсами, в настоящее время полностью исчерпаны возможности энергомощностей. Энергетический дефицит обеспечен, он уже реальность, говорят специалисты.
Меры по уничтожению этой напасти предлагаются давно. Еще в 2002 году была разработана энергетическая стратегия области. В ее рамках предполагалось выстроить новые мощности на ТЭЦ-3 и ГРЭС-2, реконструировать пиковую резервную котельную, возвести несколько газотурбинных ТЭЦ в районе Московского тракта и АРЗа, построить множество электростанций, работающих на газе. Одна беда – для того чтобы реализовать все это, требуется, по словам Владимира Пронина, 13-14 миллиардов рублей. А по подсчетам специалистов «Томскэнерго», на эти проекты уйдет 17 с половиной миллиардов. Спасение предлагается искать в инвестициях. Однако до сих пор в полной мере определить, кто проникнется нашими проблемами и выложит столь округлые суммы на спасение от подступающей тьмы, не получается. РАО «ЕЭС» уже не помощник – с 2008 года предполагается кардинально перестроить эту структуру. Других крупных спасителей у области нет. Томские специалисты-энергетики предлагают властям области посильнее «нажать» на кремлевских чиновников, дабы те финансово поспособствовали решению сложившейся ситуации. Как говорится, легко сказать…
Другой вариант попытки решить проблемы энергетического голода – причем надолго, - предполагает строительство новой АЭС с двумя современными энергоблоками ВВЭР-1000 в Северске. Знатоки говорят, что в пользу этого способа говорит многое. С помощью АЭС можно наиболее рационально, надежно и надолго решить энергетические проблемы. К тому же в Северске уже создана для этого вся инфраструктура, есть хороший кадровый потенциал, способный эксплуатировать объекты ядерной энергетики. Все это, по словам генерального директора СКХ Владимира Короткевича, может существенно удешевить и ускорить строительство.
- Другой такой возможности решить все проблемы энергобезопасности на сотню лет вперед у области не будет, - считает Владимир Короткевич. – Если это не состоится, то дальнейшее развитие энергетики в Томске и Северске так и будет связано с посыпанием пеплом от сжигания угля.
Генеральный директор СХК упомянул пепел от ТЭЦ совсем не случайно. Известно, что у строительства АЭС в Северске есть немало противников, приводящих в качестве аргументов доводы экологической безопасности. Однако, как известно, загрязнение окружающей среды происходит и при сжигании угля на ТЭЦ и ГРЭС.
Специалисты говорят, что топливно-энергетический комплекс Томска, представленный ГРЭС-2, ТЭЦ-3 и 85 котельными промышленных предприятий, ежегодно выбрасывает в атмосферу 85 процентов от общего количества. В общем, однозначно решить, что здесь экологичней – первый вариант или второй, – достаточно сложно. А пока кто-то наверху думает обо всем этом, время решить проблему «малой кровью» уходит.
- Приходится констатировать, что настоящий энергетический голод у нас еще не наступил, - считает доцент ФТФ ТПУ Феликс Кошелев. – Политики не прониклись исключительной важностью проблемы атомной энергии, чтобы помочь ее решению всей мощью государства, население не преодолело страх перед плодами ядерной энергетики, ученые пока не решили ее ключевых задач. Но когда придет настоящий энергетический голод, внедрить ее за два года не получится, АЭС – не картошка.
Впрочем, и развитие традиционных ТЭЦ и ГРЭС – тоже не пустяк. И, вероятно, только грядущий энергетический кризис решит эту «овощную» проблему, заставив сделать окончательный выбор
Источник: ТОМСКИЙ ВЕСТНИК |
|
|
 |
|
|
|
|
|