04.05.2017 Отставание программы переселения граждан из аварийного жилья происходит из-за систематического невыполнения целевых показателей рядом регионов. Наиболее отстающими субъектами, в которых осталось самое большое число нерасселенного аварийного жилья, на настоящий момент являются Амурская и Иркутская области, Республика Саха (Якутия), Архангельская, Саратовская, Тульская, Самарская области. Эксперты Народного фронта считают, что именно сейчас нужен особенный контроль, поскольку до 1 сентября регионы должны успеть расселить почти треть от всего объема запланированного аварийного жилья, и очень важно в условиях сжатых сроков не допустить ухудшения качества вводимых для переселенцев домов.
Руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Виктор Рожков напомнил, что программа переселения осуществляется в рамках исполнения «майского указа» главы государства. На протяжении трех лет активисты ОНФ постоянно проводят мониторинги жилья, построенного для переселенцев из ветхих домов. По итогам этих мониторингов были выявлены факты сдачи жилья низкого качества. Во многих случаях квартиры, в которые переселяли людей, оказывались хуже аварийного жилья. Жильцы жаловались на холод, трещины и плесень на стенах здания, плохо работающую вентиляцию, не функционирующую канализацию и другие дефекты в новых квартирах. Народный фронт сформировал реестр так называемого «нового аварийного» жилья, куда включил дома со значительными дефектами.
В 2014–2016 гг. активистами ОНФ было выявлено более 100 таких домов в 27 регионах. Большая их часть (57) к настоящему времени исключена из реестра «нового аварийного» жилья благодаря совместным усилиям общественности, журналистов, федеральных и региональных органов власти. Людей переселили в новые квартиры или же дома были отремонтированы. Но, как отмечает Виктор Рожков, более 50 домов по-прежнему остаются на контроле активистов ОНФ.
Еще одна важная проблема – это дома, которые не были построены по программе переселения, но по документам значатся как сданные в эксплуатацию, так называемые дома-призраки. В ходе мониторинга, проведенного в 2015 г., активисты ОНФ также выявили, что на сайте «Реформа ЖКХ» 34 дома обозначены как построенные, хотя в реальности они оказались в процессе строительства, 19 домов вообще не были обнаружены по указанным в отчетности адресам.
Виктор Рожков подчеркнул, что наличие проблемы качества жилья для переселенцев как системной было признано Минстроем России и Фондом ЖКХ. Например, ведомство предприняло ряд мер по обязательству региональных властей исправлять выявляемые дефекты строительства, в том числе посредством разработки и исполнения «дорожных карт». А Фонд ЖКХ по аналогии с реестром «нового аварийного» жилья создал свой реестр обращений по вопросам качества жилья для переселенцев.
«Народный фронт неоднократно поднимал вопрос открытости и доступности информации о ходе переселения граждан из аварийного жилья, – отметил Виктор Рожков. – Результатом в том числе планомерной работы активистов ОНФ по контролю стало снижение числа «нового аварийного» жилья. По результатам проведенного в апреле 2017 г. мониторинга (проверены 263 дома, сданные с 1 декабря 2016 г. по 28 февраля 2017 г. в 59 субъектах) значительные дефекты обнаружены в 7% домов, что в два с половиной раза меньше, чем двумя годами ранее».
Поскольку за оставшийся до 1 сентября период придется решать «квартирный вопрос» оперативными темпами, то сейчас перед активистами Народного фронта стоит задача проконтролировать, чтобы это отрицательно не сказалось на качестве построенного жилья. А ведь, по данным на 1 апреля, расселено лишь 73% от запланированного числа домов, это 520 тыс. семей, то есть за оставшиеся пять месяцев регионам России предстоит расселить еще почти 3,5 млн кв. м аварийного фонда.
«Поэтому особенно важно в условиях сжатых сроков не допускать ухудшения качества вводимых домов для переселенцев, ведь программа призвана в первую очередь предоставить гражданам безопасное и комфортное жилье, – подчеркивает Виктор Рожков. – У активистов ОНФ имеются опасения, что некоторые регионы, пытаясь формально отчитаться о завершении программы, уже сейчас начинают закупать некачественное жилье на вторичном рынке, причем по цене выше рыночной, или оперативно вводить в строй непригодные для проживания дома».
Например, в Малопургинском районе Удмуртской Республики в большинстве из 14 домов для переселенцев нет канализации, горячей воды, туалеты находятся на улице, в стенах трещины. А в Республике Коми в селе Ношуль Прилузского района для двух семей вместо аварийного жилья приобрели квартиры в старых деревянных домах, к тому же по цене 1,1 млн и 1,2 млн руб. при рыночной стоимости 300–400 тыс. руб. Жители отказались переезжать в такие «новостройки», но их принудительно выселяют на новую жилплощадь через суд.
Важным вопросом является жилье, признанное аварийным с 2012 г. На сегодняшний день его площадь составляет 9,6 млн кв. м. Поэтому необходимость создания новой программы является одной из первостепенных задач. В процессе разработки нового механизма расселения нужно обязательно учесть проблемы, выявленные в ходе реализации действующей программы. И особое внимание, по мнению экспертов, нужно уделить созданию эффективной системы контроля – как за качеством предоставляемого гражданам жилья, так и за предоставлением достоверных отчетных данных регионами.
Источник: ОНФ |