23.06.2017 На территории, где расположены артезианские скважины в Орловской области, обнаружили склады, а воду зачастую здесь качают нелегально. Все это ставит под угрозу здоровье орловчан. Ситуацию изучил корреспондент "РГ".
Хозяина нет
В рамках прошедшей проверки водопроводных сетей, башен и скважин выяснилось, что многие из них не имеют владельцев, воду в населенных пунктах добывают незаконно. Нарушения обнаружены не только в небольших деревнях, как можно было ожидать, но и в городах. Так, в райцентре Змиевка природоохранная прокуратура насчитала четыре скважины, добыча воды из которых велась незаконно. За них отвечает муниципальное предприятие, которое не оформило лицензию на право добычи.
Такие разрешения выдает правительство региона. Необходимо выполнить ряд требований. У скважины должны быть определены границы и утвержден проект санитарной охранной зоны. На ее территории запрещено строительство. За скважиной должен присматривать сторож. Однако в охранных зонах находят посторонние объекты. Агрофирмы строят там склады, кое-где расположены дачи и огороды.
Без лицензии эксплуатировать скважину запрещено. В документах указано, какой объем воды в сутки можно добывать. Однако в Змиевке, как и в других городах и селах, воду качают нелегально. По словам межрайонного природоохранного прокурора Ирины Булгаковой, это ставит под угрозу здоровье жителей.
Местные чиновники - редкий случай - сразу начали устранять нарушения. Обычно администрации сопротивляются до последнего. Лишь по суду удается обязать их оформить право собственности на скважины, башни, водопроводы и канализацию. На баланс объекты не принимают, чтобы не тратить казенные деньги на их содержание.
Люди годами пользуются незаконно добытой водой. Так, в Багриновском сельском поселении Болховского района жильцы четырех многоквартирных домов платят по счетам. Но скважина и водонапорная башня, как выяснилось, уже несколько лет никому не принадлежат. Они считаются бесхозяйными объектами. За них никто не отвечает. Значит, и плату берут незаконно?
- Отсутствие учета не позволяет обеспечить сохранность и безопасность объектов водопользования, - считает прокурор района Алексей Павлов. - А неисполнение обязанности по их содержанию влечет нарушение прав граждан, которые могут остаться без жизненно важных благ.
В случае прорыва трубы звонить некуда. Управляющие компании отвечают за внутридомовые сети. За границами дома ответственных как бы и нет. К счастью, в регионе не было случаев массового отравления. Однако риск существует. Кто ответит за ЧП? Спросят с чиновников.
Они обязаны найти гарантирующего поставщика. Тот должен заключить договоры с потребителями и получить лицензию. Но в некоторых селах взимают плату с населения без договоров. В отношении директора одной из таких фирм завели дело о незаконной предпринимательской деятельности. С жильцов собрали пять миллионов рублей за воду, добытую и поставленную нелегально.
Мутное дело
Закон обязывает органы местного самоуправления обеспечить население качественной питьевой водой. Но, как именно, не уточняет. Глава села не полезет в траншею чинить трубу. Да и нет у поселковой администрации права обслуживать и ремонтировать сети. Это дозволено только специализированным организациям. Однако желающих работать на селе почти нет, там банально не хватает денег.
Жильцы платят по счетам за воду из скважины, которая документально уже несколько лет никому не принадлежит
- У нас, например, четыре сельских поселения не имеют средств не только на решение вопросов местного значения, но и на зарплату работникам администраций, - сообщил глава Болховского района Виктор Данилов. - Проблему можно решить за счет объединения ряда поселений. Вопрос уже обсуждается на областном уровне.
Чиновникам разрешено сдавать сети в аренду. Однако бизнес прибыли почти не приносит. Поэтому коммунальщики арендуют сети разве что в крупных селах, жители которых способны платить за воду. Но даже это не является гарантией качества. Небольшая авария может вызвать коммунальный коллапс.
По словам старшего помощника облпрокурора Елены Семиной, в марте-апреле такое произошло в деревне Калинеево Мценского района. Там сломался глубинный насос. Сельчане остались без воды. Три недели искали хозяина. Оказалось, что власти сдали сети в аренду ООО. Но оно приступило к ремонту только после того, как получило прокурорское предписание. Насос починили, и вода вернулась в деревню.
В Урицком районе похожая авария довела главу села до суда. Там вышли из строя три насоса. Местная казна выделила 225 тысяч рублей на их замену. Однако сельчане воды не получили, так как чиновник деньги присвоил. По словам Елены Семиной, его приговорили к двум годам лишения свободы условно, а также обязали вернуть в казну похищенные средства.
Роспотребнадзор предупреждает
В Роспотребнадзоре считают, что ситуация все же улучшается. Последняя массовая проверка прошла в 2015 году. Тогда было подсчитано, что доброкачественной водой обеспечено более 593 тысяч человек, или 77 процентов населения. На ее качество прежде всего влияют соли железа, кальция и магния. Но важную роль играет и человеческий фактор.
По информации Роспотребнадзора, за год количество неудовлетворительных проб воды из разводящей сети по санитарно-химическим показателям снизилось с 13,9 до 9,6 процента. Власти городов и сел отреагировали на предписания и выделили средства на промывку сетей. Однако по гигиеническим нормативам вода полностью соответствует требованиям лишь в 17 из 27 муниципальных образований.
- Проведенные мероприятия позволили снизить долю источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным правилам и нормам. В настоящее время 86 процентов населения обеспечено доброкачественной и условно доброкачественной питьевой водой, поясняет врио руководителя управления Роспотребнадзора по Орловской области Александр Румянцев.
Состояние водонапорных башен и артезианских скважин порой вызывает нарекания. Наиболее распространенным нарушением стало отсутствие ограждения по периметру охранной зоны. Доступ к скважинам открыт для случайных людей. Хотя это объекты повышенной опасности, которые должны находиться под неусыпным контролем.
Нарушается и периодичность производственного лабораторного контроля воды из артезианских скважин. В лучшем случае он проводится дважды в год, хотя должен проводиться раз в квартал. По статистике, износ основных фондов в водопроводных хозяйствах также снижает качество воды.
Официально
В правительстве заверили, что водопроводные хозяйства скоро обретут владельцев. Их планируют передать в концессию. Сети на конкурсной основе получат инвесторы, которых обяжут их модернизировать. Взамен им дадут право зарабатывать на воде в течение 49 лет.
Источник информации: Российская газета |