30.06.2017 Эксперты ОНФ в рамках контроля за исполнением поручений президента проверили сайты регоператоров и выяснили, что стоимость работ по капремонту в регионах может отличаться в несколько раз. В ОНФ считают, что разницу в стоимости работ по регионам нужно сократить, и намерены обратиться в Минстрой с предложением обязать субъекты размещать на официальных сайтах регоператоров или ГИС ЖКХ подробное обоснование размеров предельной стоимости капремонта.
Эксперты ОНФ в рамках мониторинга обнаружили, что расценки стоимости капремонта (стоимость квадратного метра капремонта) меняются от региона к региону. Согласно Жилищному кодексу, регионы самостоятельно формируют перечни работ по капремонту, устанавливают минимальный размер взносов на капремонт, порядок проведения мониторинга технического состояния домов, готовят и утверждают региональные программы капитального ремонта и др.
Предельные расценки на аналогичные виды работ в субъектах РФ иногда различаются в несколько раз. Эта разница иногда достигает, к примеру, более 17 раз, как в г. Избербаше Республики Дагестан, где стоимость квадратного метра капремонта – 842 руб., а в Воронежской области – 14 829 руб. Отремонтировать кровлю в Курской области в 15 раз дешевле, чем в Республике Калмыкия, привести в порядок 1 кв. м фасада в Тульской области – в 7 раз дешевле, чем в соседней Калужской области, и т.п.
Есть существенные отличия и в том, как формируются максимальные расценки стоимости капремонта. Так, в шести субъектах установлена предельная стоимость капремонта из расчета на 1 кв. м общей площади МКД без учета конструктивных особенностей домов. В остальных регионах расчет делается, исходя из разных показателей – в большинстве случаев рассчитывается стоимость или каждого вида ремонтных работ (1 лифт, 1 кв. м площади кровли, фасада и т.п.), или 1 кв. м площади общего имущества МКД. Например, предельная стоимость ремонта крыши не зависит от ее типа в Еврейской автономной области и зависит в Удмуртской Республике и т.д.
В 8 субъектах РФ помимо максимальных расценок установлены и минимальные (Ненецкий и Чукотский автономные округа, Новосибирская и Сахалинская области, Республики Бурятия, Карелия, Коми, Хабаровский край). Как показал анализ, сведения о предельной стоимости капремонта опубликованы во всех субъектах РФ. Однако обоснование причин, по которым были установлены именно такие цифры, на сайтах регоператоров обнаружить не удалось.
«Конечно, в каждом регионе есть свои особенности, но такая разница в предельной стоимости и несоответствие с размерами взносов граждан вызывают вопросы, – сказала член Центрального штаба ОНФ, эксперт рабочей группы Народного фронта «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина. – Непонятно, как в тех регионах, где предельные расценки на капремонт высокие, ответственные за капремонт лица смогут собрать достаточную сумму. Например, в Дагестане и Воронежской области размер взносов отличается на 1,2 руб., а предельные расценки на капремонт различаются в 17 раз. Размер предельной стоимости работ должен формироваться исходя из минимального размера взноса, установленного регионом».
Как отмечает Светлана Калинина, взносы должны быть достаточными для выполнения необходимых работ, но в то же самое время доступными для граждан. Однако при существующем подходе в будущем может произойти крах системы капремонта, т.к. в домах невозможно будет выполнить капремонт в связи с нехваткой финансирования из-за дорогостоящих работ по капремонту, или, наоборот, капремонт будет осуществляться с применением дешевых материалов.
«Такая большая разница – это ненормально, – поясняет Калинина. – Жители должны знать, почему в их регионе предельная стоимость отличается от стоимости у соседей. Органам власти необходимо публиковать обоснование причин установления размера предельной платы за работы по капремонту и предпринять меры для сокращения разницы в предельной стоимости работ в регионах, чтобы жители в ряде регионов не были ущемлены в возможностях проведения работ по капремонту».
В ОНФ уверены, что прежде чем устанавливать оптимальную стоимость работ по капремонту, необходимо обосновать расценки на все виды работ. Раскрытие подробной информации, как считают эксперты Народного фронта, позволит в рамках мероприятий общественного контроля определить причины, по которым ключевые параметры реализации программ капремонта в регионах, находящихся в сходных географических и экономических условиях, различаются на порядки. Кроме того, данная информация позволит выявить неизбежные при таких существенных расхождениях ключевых параметров реализации региональных программ ошибки, неточности и злоупотребления, что позволит в дальнейшем выработать рекомендации по повышению эффективности реализации программ капремонта. Сметные расчеты или другие обоснования следует размещать в открытом доступе на сайтах регоператоров или ГИС ЖКХ. С таким предложением эксперты Народного фронта обратятся в Минстрой.
Источник: ОНФ |