Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

10.07.2017

Каждый месяц сотрудники Томскэнергосбыта отключают от электричества примерно 620 потребителей. С начала года таких в Томской области порядка 4000 человек. Причем, это вовсе не значит, что каждый из них накопил перед ресурсоснабжающей организацией какую-то аномальную сумму задолженности. Иногда неоплаченная лампочка может стоить целой квартиры. 

Как не попасть в зону риска, советует Алексей Смирнягин, начальник управления по работе с физическими лицами ПАО «Томскэнергосбыт».


Доходы снижаются, цены растут, и на энергоресурсы в том числе. Располагая ограниченной суммой денег, человек должен расставить приоритеты: что для него является товарами первой необходимости? Продукты, медикаменты... Электроэнергия тоже — товар первой необходимости. Без нее не вскипятить чай, не приготовить еду, не зарядить телефон, в конце концов! Так что мысль: «Ничего страшного не случится, если я заплачу по счетам в следующем месяце, а в этот раз две тысячи за коммуналку мне сгодятся на другие дела» - надо отгонять сразу же. Ведь в следующем месяце надо будет искать уже не две, а четыре тысячи, а потом шесть, восемь — долг будет расти, как снежный ком.


Первое. Никогда не откладывайте оплату текущих счетов на потом. Особенно в ситуации экономического кризиса.


Размышления на тему: «Ну вот есть у меня две тысячи рублей за первый месяц долга, но общая сумма уже шесть, все равно ситуацию не спасут — потрачу на другие нужды» - являются неконструктивными. Чем дольше момент платежа оттягивать, тем быстрее снежный ком долгов превращается в лавину — ведь на долги начинают начислять пени. Но! Для тех, кто не в курсе — законодательство в части начисления пени сегодня немного поменялось. 


Второе. Если оплатить платежку в первый же месяц не получилось, надо сделать это при первой возможности.


А именно: есть срок оплаты, он указан в квитанции — на сегодня это 25 число каждого месяца. То есть до 25 числа человек должен заплатить за потребленную в прошлом месяце энергию. Раньше сразу с 26 числа ему начинали начислять пеню. Сегодня законодатель сделал поблажку в виде 30 дней без пени. Если же задолженность не погасили, то с 31 по 91 день просрочки начинает начисляться пеня. 


Пеня составляет 1/300 ставки рефинансирования или ключевой ставки ЦБ (сегодня — 9% - прим. ред.). А дальше законодатель меру воздействия усиливает. С 91 дня просрочки пеня составляет 1/130 ставки рефинансирования. То есть величина пени становится в два раза больше.


Факт: 
В среднем, «Томскэнергосбыт» начисляет штрафных санкций в месяц на 47 тысяч лицевых счетов. То есть 47 тысяч абонентов ежемесячно выпадают за рамки платежного периода.


Так, самый первый инструмент привлечения внимания потребителя к потенциальной проблеме — это квитанции. Квитанция — это, по сути, адресное обращение. И если предыдущая квитанция была оплачена не в полном объеме, то в следующей мы обязательно разместим информацию о том, что образовалась задолженность — хотя бы в один рубль. 


 


Второй инструмент — звонки операторов из контакт-центра и автообзвон с напоминанием о задолженности и возможных последствиях ее непогашения. Как правило, такие обращения имеют положительный эффект — потребители начинают гасить задолженность. 


Третье. Если по каким-то причинам потребитель выпадает за рамки платежного периода, мы начинаем напоминать ему об этом.


Факт: в среднем, ежемесячно операторы совершают 23 224 исходящих. Еще один инструмент — это SMS-уведомление. Это уже воздействие на более злостных неплательщиков. 


Факт: В мае мы доставили 9 747 SMS-уведомлений о наличии задолженности нашим должникам.


Но не внезапно. После предупреждения. Контакт-центр вновь начинает обзванивать тех, кто попадает под режим ограничения услуги энергоснабжения. 

Заметим, что если раньше обязательно надо было вручить письменное уведомление под роспись, заказным письмом, сегодня по закону достаточно просто телефонного звонка. Или мы можем отправить SMS –сообщение, разместить информацию в личном кабинете клиента на нашем сайте для тех лиц, которые зарегистрированы как пользователи. После такого предупреждения потребителю даются 20 дней на то, чтобы он попытался решить проблему. На 21 день мы приходим его отключать. Повторно подключиться будет небыстро и небесплатно.


Четвертое. Тех, кто занимает позицию: «Платить не хотим и не будем», мы отключаем от энергоснабжения.


Факт: 
Для квартиры в многоквартирном доме — это 2031 рубль. 
Для жителей частных домов эта сумма зависит от точки подключения. 
Если нашим сотрудникам пришлось лезть на опору, производить снятие проводов, то здесь сумма может доходить до 4500 рублей за повторное подключение.


И главное: повторное включение не производится без погашения задолженности!


Мы взыскиваем задолженность в судебном порядке, и должники дополнительно к затратам по погашению долга несут затраты на оплату госпошлины. 

Если после суда оплатили не сразу, дела передаются в службу судебных приставов. Значит, будут еще затраты на компенсацию работы службы судебных приставов — у них тоже свои проценты, они берут с суммы долга 7%. 

Как умеет воздействовать служба судебных приставов знают все: и арест банковских счетов, и арест имущества, и запрет выезда за границу. Взыскание с зарплаты и пенсий, запрет на регистрацию транспортного средства в ГИБДД и запрет на регистрацию недвижимости в Росрегистрации. 


Пятое. Есть еще один кардинальный способ борьбы с должниками — суд.


Многие квартиры сегодня так и остались неприватизированными. Владельцем квартир является муниципалитет, и он сдает их в наем гражданам. А значит, он вправе выселить недобросовестных квартиросъемщиков в квартиру меньшую по площади и с другими условиями. Если сейчас у должника в квартире есть горячая вода, тепло и свет, то его могут переселить в квартиру с меньшей квадратурой, где нет воды и туалет на улице. 


 


Такая работа сегодня проводится. При департаменте ЖКХ Томска создана рабочая группа из представителей УК, ресурсоснабжающих организаций, администраций районов города. Все подобные случаи рассматриваются, и администрация принимает решения о возбуждении дел о выселении. Решения проводятся через суд.


Шестое: Крайняя мера воздействия на должников — выселение.


Но! Несмотря на то, что должник может быть выселен, задолженность у него все равно останется. И он будет вынужден ее оплатить, правда, живя уже в других условиях.


И не только потому, что это принесет убытки нам или соседям потребителя. Это дорого обойдется самому «самовольщику». 

Почему? После того, как мы потребителя отключили, а он так и не погасил задолженность, мы производим проверку его режима потребления. Если выявляем, что он подключился самостоятельно, то мы его отключаем повторно. То есть ему наши услуги по отключению уже придется оплатить по двойному тарифу. Но это не все! Ему будет произведено доначисление за то безучетное потребление, которое он самовольно организовал. 

А именно: в момент обнаружения незаконного подключения мы проведем замер нагрузки. Рассчитываться доначисление будет, исходя из мощности, умноженной на 24 часа потребления этой мощности. Если нагрузку замерить не удалось, к потребителю будет применен норматив, но! — с коэффициентом 10. 


Седьмое. Чего мы категорически не рекомендуем делать — это подключаться после отключения самостоятельно!


И это не все. Параллельно мы подключим органы МВД для наложения на данного неплательщика (а самовольное подключение — это, другими словами, воровство) административной ответственности.


Энергетики оперируют не рублями, а киловаттами, точнее — нормативами потребления. 

Так, для такой меры как отключение, сумма долга должна превышать два норматива потребления. 

Важна именно величина задолженности по сравнению с тем нормативом, который для данной квартиры рассчитан.


Восьмое. Не надо думать, что такие суровые меры воздействия относятся только к тем должникам, кто накопил аномальную задолженность.


Факт: 
Возьмем самый маленький норматив — 1 комната, 1 проживающий, 102квт/ч, или 220 рублей: если сумма задолженности превышает 440 рублей,то такой потребитель уже может попасть под ограничение электроснабжения! Соответственно, если количество комнат больше, проживающих больше — величина норматива тоже будет больше.


Томскэнергосбыт заинтересован в своевременной оплате своих услуг, поставляемых потребителям. Поэтому готов заключать с потребителями, выпавшими за рамки платежного периода, договоры о реструктуризации задолженности. 


 


Потребителю предоставляется время на погашение этой задолженности. Речь не идет об отсрочке платежей — Томскэнергосбыт все равно будет настаивать на ежемесячной оплате текущего потребления. Но задолженность, которая сложилась на текущий момент, есть возможность реструктуризировать на определенные сроки. 


Девятое. Безвыходных ситуаций не бывает.


Факт: 
По итогам первого квартала, такой возможностью воспользовались 636 человек, получив рассрочку на сумму задолженности 4,7 млн рублей. Заключить договор о реструктуризации можно в нашем офисе по адресу ул. Котовского, 19. Все подробности узнать по телефону 48-47-87.


О том, как сэкономить на энергопотреблении и уменьшить платежи вполне легальными способами, мы расскажем в нашем следующем материале.


 Источник: Материал подготовлен Агентством ТВ 2.



 К списку новостей Отправить другу