31.08.2017 Ведущие программы Алла Волохина и Александр Хабургаев.
Тема: "Минстрой объявил, что планируется ввести предоплату услуг ЖКХ. За и против. Возможность экономии или гарантия переплаты?"
Гость в студии – руководитель "Центра муниципальной экономики" Борис Вадимович Хмельников.
Как сообщили в Минстрое России, с 2018 года в России в тестовом режиме начнут вводить систему предоплаты услуг ЖКХ. Любопытно, что в 2003 году в правительстве уже разрабатывался подобный законопроект, но тогда дело до внедрения не дошло. Почему сейчас вернулись к этой идее? Отвечает руководитель Института центр муниципальной экономики Борис Вадимович Хмельников.
Почему спустя почти 15 лет в стране вернулись к данной теме?
Б. Хмельников: Первое. Когда говорят "в тестовом режиме", это означает, что, наверное, на ком-то её сначала испытают. Наверное, это будет не на всей территории Российской Федерации. В перспективе всё будет зависеть от того, как этот эксперимент пойдёт.
Второе. Подобные предложения может и вносились, но они не доходили до стадии законопроекта. Тем не менее, такие мысли действительно были. Потому что система оплаты коммунальных и жилищных услуг в РФ отличается от того, что существует в остальном мире. В России принята система оплаты постфактум. То есть, людям сначала предоставляются коммунальные услуги и услуги по содержанию жилья, которые они, по общему правилу, должны до 10 числа следующего месяца после предоставления услуг оплатить постфактум.
В подавляющем большинстве европейских стран всё происходит наоборот. Там услуги авансовые. То есть, люди заранее их оплачивают.
А откуда будет известно, сколько я потрачу электроэнергии, воды и т.п.?
Б. Хмельников: Как решается эта ситуация, например, в Чехии. Там делается всё следующим образом. В конце текущего года ресурсоснабжающая организация или сбытовая компания, зная, сколько вы потребили за предшествующий период, делает расчёт, сколько вы в будущем году должны потребить ресурса. Этот расчёт учитывает все нюансы. И человеку выдаётся предварительный расчёт, согласно которому он будет платить по одной двенадцатой от выставленной суммы. В этом есть один большой плюс: плательщику не надо будет заморачиваться по поводу того, какие цифры показывает его прибор учёта. Показания снимать ему не надо и не надо их никому передавать. Ресурсоснабжающая организация совместно с управляющей организацией в конце года приходят к нему, снимают показания учёта на, условно, 31 декабря и фиксируют их. И человек либо доплачивает, если он полностью не оплатил объём потреблённого ресурса, когда он ежемесячно оплачивал по одной двенадцатой части выставленной предварительной суммы, или, если он переплатил, ему деньги возвращают. В Чехии обычно приходит бланк красного цвета, в котором содержится просьба сообщить счёт, на который можно вернуть переплату. Почему данная схема удобна? Я знаю, что в Чехии тоже есть свои неплательщики, но никогда я не слышал, что в этой стране существует какая-то большая задолженность по ЖКХ, потому что от населения поступают авансовые платежи.
И здесь возникает вопрос о том, что нужно сначала людей заинтересовать в авансовой оплате. А чтобы заинтересовать, должен быть пряник. Поэтому должны быть предусмотрены какие-то чувствительные скидки, которые были бы весомы для человека. Но они точно не могут быть равны 50 процентам.
Сегодня в России по коммунальным услугам и услугам ЖКХ накопились огромные долги. В основном, должники – это предприятия. Если пообещать всем скидку за предоплату, это же лучше будет, чем, если будут продолжать висеть долги?
Б. Хмельников: Конечно, я с этим согласен. Но речь в новости о введении авансовой системы оплаты услуг ЖКХ идёт о населении. То есть, скидки будут как бы не для всех. Долги по ЖКХ сами по себе немаленькие, они есть и у предприятий, и у населения. Думаю, что размер скидок не будет большим, но все равно он должен быть чувствительным.
Если я выйду на пенсию, мне мои льготы учтут и вернут что-то?
Б. Хмельников: Здесь затронут очень интересный момент: как будут учитываться в этой авансовой системе льготники? На самом деле механизм расчёта льгот, особенно в Москве, очень специфичный при пользовании многотарифным счётчиком. Поэтому в этом ещё есть много чего неясного.
Вообще, посыл введения авансовой системы оплаты услуг ЖКХ понятен. Логика его нормальная. Ну а дальше будут возникать уже детали, которые должны быть решены и реализованы.
С 1 января 2018 года должна в полном объёме заработать государственная информационная система ГИС ЖКХ. Каждый владелец жилья, зайдя в личный кабинет, сможет увидеть, какой объём реально учитывается по показаниям его прибора учёта. Сейчас пока невозможно увидеть общую накопительную сумму, сколько человек потребил воды за какой-то период времени. Единственное что, если вводить авансовые платежи за коммунальные услуги и услуги ЖКХ, да, существуют твёрдый тариф, но тогда должен быть и льготный тариф.
В России каждый год в июле происходит повышение тарифов ЖКХ. Как будет действовать авансовая система оплаты услуг ЖКХ в таком случае?
Б. Хмельников: Перспектива у этого направления будет, потому что во всех сферах, где есть авансовые услуги, присутствуют скидки.
Почему возникла необходимость введения в России системы предоплаты услуг ЖКХ?
Б. Хмельников: Мотивом введения данной системы является желание государства сократить задолженность в сфере ЖКХ и продолжить борьбу с должниками. Об этом впрямую не прозвучало, но там, где у нас в стране внедрены авансовые платежи, там, как правило, задолженность меньше.
Если многие потребители по факту не платят за услуги ЖКХ, то кто же будет платить из них авансом?
Б. Хмельников: Я не согласен со словом "многие". Дело обстоит не совсем так.
Но долг в сфере ЖКХ гигантский. Общий долг за коммуналку составляет 1 трлн рублей.
Б. Хмельников: Это в целом, по документам. Но если обратиться к реальной ситуации, то картина будет другой. В России граждане в подавляющем своем большинстве являются добропорядочными плательщиками. 94-95 процентов граждан страны платят за услуги ЖКХ.
А далее существует другой механизм, который тоже завязан на авансовые платежи и желание сократить задолженность. В отношении тех, кто не платит за ЖКХ, должны применяться соответствующие меры воздействия. Например, лишение жилья: продажа его с торгов и возврат должнику той суммы, которая осталась после уплаты долга по ЖКХ. Человек попадает на улицу и ищет себе другое жильё, если он не готов оплачивать то жильё, в котором живёт, те суммы за жилищные и коммунальные услуги.
Это самая максимальная мера воздействия. Но есть же ещё разные отключения?
Б. Хмельников: Да, существуют различные способы ограничения поставки коммунальных услуг. Но, во-первых, они распространяются не на все виды услуг. В России нельзя отключить услугу холодного водоснабжения и отопления. В этом смысле здесь надо всегда пытаться соблюсти определённый баланс.
Насколько убыточно ЖКХ как отрасль сегодня?
Б. Хмельников: Термин "ЖКХ" нужно всегда разделять. Существуют услуги по содержанию жилья или по управлению многоквартирных домом и существуют коммунальные услуги. И они по-разному существуют. На коммунальные услуги мы не можем влиять. Разве что только своими платежами. Тарифы на коммунальные услуги устанавливает государство. А размер оплаты за жилищные услуги должны устанавливать мы с вами сами.
Если говорить об услугах по управлению многоквартирным домом, они, как правило, или убыточны, или близки к этому. Заработать на них тяжело. Для этого нужно прилагать или большие усилия, или дом у вас должен быть хорошим.
А вот на коммунальных услугах заработать в принципе можно. Они всегда нужны и всегда востребованы.
Источник информации: Радио России |