Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

27.10.2017

Согласно указу президента РФ №600, до 2018 г. стоимость квадратного метра жилья должна быть снижена на 20% за счет увеличения объема ввода квартир экономкласса. Однако эксперты ОНФ отмечают, что его стоимость с 2013 г. в среднем по стране, наоборот, увеличилась на 13%, по данным Росстата. Поставленной цели планировалось достичь за счет запуска в 2014 г. программы «Жилье для российской семьи», но непродуманный механизм по выкупу инженерной инфраструктуры не позволил реализовать ее должным образом.


Разработать специальную программу для решения жилищного вопроса семей со средним достатком предложил президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин, назвав ее «Жилье для российской семьи». Предполагалось, что к концу 2017 г. будет построено 25 млн кв. м жилья экономкласса. Всего предполагалось обеспечить новыми квартирами 463 тыс. семей. Однако темпы реализации программы почти сразу же стали сильно отставать от графика, и уже в начале 2017 г. Счетная палата РФ признала ее провальной. На 1 июля этого года введено в эксплуатацию лишь 1,3 млн кв. м жилья экономкласса из изначально запланированных 25 млн кв. м, то есть всего 5%. Конечно, такой объем не смог никак повлиять на снижение стоимости квадратного метра.


«Программа «Жилье для российской семьи» должна предоставлять гражданам возможность получить квартиры по цене, зачастую существенно ниже средней рыночной в регионе. Это снижение гарантировано специальным механизмом выкупа объектов инженерно-технического обеспечения, который для застройщиков, однако, оказался слишком обременительным как по финансовым, так и по временным затратам, в результате чего они не считали участие в программе выгодным для себя», – отметил руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.


Предполагалось, что так называемые специализированные общества проектного финансирования, создаваемые Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), будут приобретать у застройщиков объекты инженерно-технического обеспечения, введенные в эксплуатацию в строящихся домах по программе с последующей передачей их ресурсоснабжающей организации в целях дальнейшего выкупа. Разработанный механизм оказался, по мнению многих застройщиков, достаточно сложным и непрозрачным. К концу 2016 г. были заключены всего лишь 35 предварительных договоров купли-продажи и аренды объектов инженерно-технического обеспечения на 2,8 млрд руб. Очевидно, что такой объем не смог существенным образом повлиять на успешную реализацию программы. Кроме того, необходимые средства в итоге так и не были предоставлены, и объекты не были выкуплены.


Помимо этого, в конце 2016 г. изменился и сам механизм выкупа объектов инженерно-технического обеспечения. Теперь вместо специализированных обществ проектного финансирования выкупать объекты должны были сами ресурсоснабжающие организации (РСО), на которых возложили по сути функции финансовых институтов. Так, РСО должны иметь долгосрочный рейтинг по классификации хотя бы одного из ведущих рейтинговых агентств (Standard&Poor`s, Fitch, Moody`s), и не ниже суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации по международной шкале, сниженного на одну категорию. На данный момент такой кредитный рейтинг имеют только 5 из более чем 11 тыс. ресурсоснабжающих организаций по стране. В итоге ключевой механизм реализации программы стал еще менее востребованным, а застройщики и вовсе перестали за свой счет возводить инженерную инфраструктуру из-за отсутствия гарантий ее выкупа.


Эксперты отмечают, что, несмотря на окончание программы «Жилье для российской семьи» в конце этого года, никакой замены пока не планируется – правительство делает ставку в основном на развитие ипотеки и другие меры фрагментарного характера. Кроме того, Минстроем России принято решение в дальнейшем отойти от использования термина «жилье экономического класса» и начать применять термин «стандартное жилье» с изменением соответствующих параметров. Такой законопроект уже обсуждается в настоящий момент в Госдуме. Эксперты Центра отмечают, что неясным остается, как в таком случае будет исполнено поручение 600-го указа президента, которым предусмотрено увеличение объема ввода жилья именно экономического класса.


«С самого запуска программы механизм государственно-частного партнерства не был должным образом проработан. В свою очередь застройщики в участии программы не были заинтересованы, так как отсутствовали четкие гарантии по выкупу инженерной инфраструктуры. При этом уже сейчас у правительства есть действительно положительные практики такого партнерства – например, заключение концессионных соглашений по выкупу коммунальной инфраструктуры. Этот же механизм можно было использовать в том числе и при реализации программы «Жилье для российской семьи». Поэтому мы считаем, что правительству нужно проработать все возможные варианты и способы, чтобы исполнить поручение президента и дать возможность российским семьям со средним достатком решить свой жилищный вопрос», – считает Виктор Рожков.


Источник: ОНФ



 К списку новостей Отправить другу