|
16.01.2008 Обсчитать жильцов на сотню тысяч рублей проще простого
В ближайшее время каждый владелец жилья или ответственный квартиросъемщик сможет познакомиться с отчетом о работе, проделанной в его доме за ушедший год. Кто-то обнаружит документы в почтовых ящиках. Другим предложат зайти на сайт своей управляющей компании. Или попросту посетить контору, где вам обязаны предоставить отчет для изучения. Вариантов несколько, но в любом случае жильцу обязаны обеспечить открытый доступ к информации о том, куда потрачены его деньги. Это – буква закона. И она вроде бы соблюдается. Но вот что касается духа…
Там, где резной палисад
Приписки в отчете на первый взгляд обнаружить невозможно. При изучении документа в нем все вроде бы сходится. Сумма поступивших средств, расходы на ремонт, опрессовку, покраску-побелку и так далее. Большинство людей - а на них как раз и рассчитаны эти бумаги - никакого изъяна не видят, преспокойно откладывают отчет в сторону и продолжают заниматься своими делами. Но есть люди, для которых столбики цифр в силу их профессии говорят о многом. Это бухгалтеры, экономисты, специалисты по сметам и так далее. Не случайно в последнее время в редакцию независимо друг от друга обратились несколько человек, которые, что называется, дружат с цифрами. Сложив «два и два» и получив в итоге вовсе даже не «четыре», они, естественно, обратились за комментариями к руководству управляющих компаний. Где им вовсе не обрадовались.
Ни названия предприятий, ни самих людей называть не станем не только по их горячим просьбам, но и потому, что ситуация, как под копирку, повторяется в разных жилищных компаниях. Можно сказать, обман населения поставлен сегодня на поток. И прежде чем обвинять автора в категоричности оценки, возьмите выборочно несколько позиций из своего отчета и досконально проверьте расход средств с помощью специалиста. Наверняка обнаружите много интересного…
После того как домовой комитет выбрал Анастасию Сурову (имя и фамилия изменены) председателем, та «села на телефон». Адресатами были председатели домкомов, старшие по подъездам зданий, которые обслуживались самыми разными УК. Факт их разговора не стоил бы внимания, если бы не одно очень важное обстоятельство – как правило, все ее коллеги оказались женщинами преклонного возраста, которых в народе принято называть хорошими бабушками. Насчет моральных качеств никто спорить и не берется. Речь идет о другом – полном дилетантстве людей, которые берутся изучать и подписывать документы.
- Хорошо ли работает фирма на вашем доме? – задает вопрос Анастасия Петровна и слышит дословно следующее:
- Да вроде хорошо, доченька. Летом палисадник нам загородили и всякими цветами его разукрасили.
- А сколько денег за ограду взяли?
- Не знаю, доченька, но у нас все по-честному. Мне бумагу принесли, и я ее подписала.
- А вы бумагу-то изучали?
- Да зачем, доченька? Раз все прописали да мне показали, значит, никакого подвоха нет.
С каждого по нитке золотой
А вот это как раз не факт. В чем убедились несколько «въедливых» домкомов, пристально изучивших отчеты из разных управляющих компаний и поставивших в результате руководство УК перед фактом приписок.
Один из распространенных приемов – «благоустройство» подвалов. Уборка отсюда 12,5 тонны строительного мусора, погрузка на автомобиль и перевоз за полсотни километров едва не обошлись жителям одного из домов в несколько тысяч рублей. Еще одна «фишка» - остекление подъездов, которое было сделано в прошлом году и за что собственники уже отдали порядка сорока тысяч рублей. В году нынешнем похожая цифра фигурирует в бухгалтерском отчете вновь. Такие нехитрые приемы видны, что называется, невооруженным глазом.
Но бывают виды работ, когда одной визуальной проверкой и хорошей памятью не обойтись. Например, опрессовка систем отопления. Для того чтобы выяснить, правильно ли выставлен счет, нужно поднять специальные нормативы и… обнаружить, что предприятие обсчитывает народ ни больше не меньше – на десятки тысяч рублей.
Есть строки отчета, которые рядовому потребителю абсолютно непонятны, а значит, имеет смысл обсчитать население на очень даже кругленькую сумму. Например, укатать в асфальт более 70 тысяч рублей. Ведь далеко не каждый догадается, что «устройство мощеных подзоров и отмостков» это не асфальт, который в действительности и был уложен, а тротуарная плитка. Более того, в строительстве отмостков был использован более дешевый гравий вместо обозначенного в отчете щебня.
Или взять, например, такую распространенную строку как «заявочный ремонт». Каждый раз, когда над квартирой верхнего этажа, где проживает один из моих новых знакомых, протекает крыша, сотрудники УК на эту самую крышу безоговорочно взбираются. Соответственно за обследование всему дому выставлен счет – пять раз по 167 рублей. Начислены суммы и за несколько ремонтов, однако на деле дыра как была, так и осталась.
Говоря об оплате, нельзя не обратить внимание на такой важный момент, как качество работ. Уж сколько раз можно писать про ремонт несчастной кровли! Складывается впечатление, что ее меняют все, кто угодно, только не кровельщики. А ведь это очень серьезная работа, ошибки при которой могут аукнуться большими проблемами. «Вывернуло кровельный свес, - рассказывает мне житель одного из домов Кировского района. - В дыры, куда были вбиты штыри ограждения, попадает вода, намокают кирпичи, а значит, и стена. Наблюдаю, как идет ремонт. В кирпич, где и так уже есть дыра от старого гвоздя, вбивается новый. Не удалось, рядом забивают следующий. И так получается вместо одной дырки три. Говорю, мол, не так делаете. А мне в ответ: «А как надо?». Да надо не гвозди вбивать, а саморезы вкручивать и обязательно с резиновыми прокладками, чтоб вода не попадала…». Как говорится, список можно продолжить.
Есть и еще одна ловушка. Ее показали журналисту жители дома, который обслуживается компанией с очень хорошим имиджем. Она кроется не в отчетах, а в документах, где расписаны нормативы. Возьмем, например, наиболее простые для понимания «прочие расходы». «Замена электролампочек на фонарных столбах – 6500 рублей». Фонарных столбов во дворе жилого дома нет. Светильники прикреплены над козырьками подъездов, и для того, чтобы их сменить, автовышку, обозначенную в расходной графе, заказывать не нужно. Лампочки обслуживающий персонал меняет с помощью обыкновенной стремянки. Тем не менее автовышка стоит 650 рублей в час, а вот заменой ламп с ее помощью здесь занимаются целых 10 часов в год! А сколько времени проработал здесь автокран на «установке новогодней елки, погрузке труб и т. д.»? Неужто 10 часов, как обозначено здесь? А чуть ниже нас заставляют поверить и в то, что самосвал отпахал на этот дом 20 часов только на транспортировке оборудования…
Одна из моих новых знакомых сходила в бухгалтерию обслуживающего предприятия не один раз, проштудировала множество документов. Она принесла в редакцию отчет, испещренный правками. Результат ее работы меня не просто шокировал, но и вызвал бурю восторга: в компании согласились уменьшить цифру расхода на 120 тысяч рублей!
Ревизор, увы, не едет
«Сегодня в управляющих компаниях жалуются на низкие тарифы, грозятся поднять их с Нового года, но как им верить после этого?» - недоумевают те, кто хоть раз сталкивался с жилищной бухгалтерией. И еще один вопрос, который прямо-таки напрашивается: если жителей только одной «хрущевки» можно надуть на сотню тысяч, что же тогда творится в масштабах всего города? Механизма, который бы поставил на поток проверку отчетов на предмет приписок, в Томске нет. По новому законодательству дом принадлежит собственникам. Они нанимают предприятие для обслуживания, значит, обязаны и проверять, как расходуются их деньги. Но не везде есть специалисты, да еще и со стальными нервами. Ведь управляющая компания, несмотря на заключенный договор, показывать баланс дома жителям, как правило, не рвется.
В домах до 90-х лет постройки есть квартиры, которые принадлежат муниципалитету. Следовательно, роль ревизора может на себя взять он. «Но для этого нужно выезжать на место, проверять, сколько в действительности сменили метров трубы или листов шифера. Представляете, какой нужно иметь штат?» - ответили мне в департаменте ЖКХ Томска.
Самые ценные выводы – выводы практика. Человек, который взял на себя ответственность контролировать средства дома, точно знает, что необходимо делать, чтобы защитить деньги собственников. На обратной стороне того самого скорректированного отчета обозначен ряд пунктов, который родился у председателя в результате нескольких месяцев работы. Приведу два, на мой взгляд, самых важных. Пункт первый адресован собственникам. Подумайте, кто подписывает документы от вашего имени. Нет, не ищите в председателе домкома злостного вредителя или взяточника. Чаще всего он подмахивает подпись, не зная жилищной «кухни». Представителем, который обладает правом подписи, должен быть человек квалифицированный и, конечно же, порядочный. И здесь уместно было бы оплачивать его работу (сегодня функции домкомов – чисто общественная нагрузка).
Второе: обязательно на правах собственника жилья в отчетность должен вмешиваться муниципалитет. Пока власть ограничивается только лишь лозунгами создания цивилизованного рынка жилищных услуг. Помощь необходима не только с точки зрения контроля. Нужно организовать постоянную учебу людей, которые готовы от имени жильцов работать с управляющими компаниями. Сегодня такие курсы проводятся только для председателей ТСЖ, но в них нуждаются и те, кто нанял для обслуживания домом жилищное предприятие.
Добавлю третий пункт: на волне всеобщего роста цен не исключено увеличение тарифов с подачи УК. Помните, что сделать это можно только с согласия собственников. И если вы утверждаете новую цифру, проверяйте, верна ли она. А также подумайте, в состоянии ли вы проконтролировать денежный поток со своего дома.
Источник:ТОМСКИЙ ВЕСТНИК |
|
|
 |
|
|
|
|
|