Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

09.04.2018

Размещение игровых зон выше второго этажа запрещено законодательством уже несколько лет, однако владельцы торговых комплексов пренебрегают этой нормой в погоне за доходом. Минстрой направил требование в региональные инспекции Государственного строительного надзора проверить расположение детских центров в торгово-развлекательных комплексах. О том, какая работа ведется по линии Минстроя после кемеровской трагедии, почему ипотека за первые два месяца текущего года выросла на 85% и когда решится проблема обманутых дольщиков, — «Извес­тиям» рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень.


— Михаил Александрович, за прошлый год было введено 80 млн кв. м жилья, но есть поручение президента до 2024 года увеличить ввод до 120 млн кв. м. Как собираетесь это реализовывать и есть ли необходимый ресурс?


— За последние четыре года около 80 млн кв. м страна вводит ежегодно. Задача, которую поставил президент в послании Федеральному собранию, амбициозная, но абсолютно реалистичная. В прошлом году мы вводили жилье, разрешение на строительство которого выдавалось в 2015 году — одном из самых сложных для экономики нашей страны, но всё же мы вплотную подошли к 80 млн.


В 2018 году будут другие показатели. Мы прогнозируем серьезное увеличение объемов ввода. Первые два месяца уже подтверждают наши прогнозы: на 24,3% вырос объем ввода по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (10,2 млн кв. м в 2018 году и 8,2 млн кв. м в 2017 году)


— Как введение новых механизмов субсидирования ипотеки повлияло на темпы роста займов?


— В прошлом году мы вышли на 2 трлн рублей общего объема ипотечных кредитов в стране. За первые два месяца выдано 180,7 тыс. кредитов на сумму 347,3 млрд рублей. Это на 85% в количественном и на 98% в денежном выражении выше показателей аналогичного периода прошлого года. Из них доля рефинансирования составила 15–16%. Средняя ставка — 9,75%. Доля кредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней снизилась до 2,15 % (было 2,64). Оговорюсь, что январь и февраль — месяцы нехарактерные, потому что здесь могут быть различные пики, но тенденция очевидна.


В первую очередь это связано с тем, что серьезно упала процентная ставка по ипотечному кредиту. Президент сказал, что необходимо опустить ипотеку до 7–8%, и подчеркнул, что лучше до 7%. Задача кажется сложной, но она реализуема. Сегодня без субсидирования государства процентная ставка по ипотеке наконец преодолела психологический барьер в 10% и составляет 9,7%. Это уже не прогнозы, а реалии. Поэтому мы понимаем, что можем выполнить задачу президента.


— Логичный вопрос: когда?


— Задача — к 2024 году поэтапно выйти на эти два показателя. Но прогнозировать — не очень благодарное занятие, потому что мы не знаем, какие могут произойти форс-мажорные обстоятельства. Однако, судя по трендам, вполне реально, что это может и раньше произойти.


Увеличение объемов ипотеки, связанное со снижением процентной ставки, автоматически приведет к повышению спроса. Наша задача — тут же поддержать предложение. Опасно министерству-регулятору обращать внимание на рост спроса и не помогать росту предложения: цена квадратного метра сразу вырастет. За несколько лет удалось сбить стоимость квадратного метра и удерживать ее.


— В ближайшее время не стоит ожидать ни повышения, ни снижения цен на жилье?


— Пока ситуация стабильная, и мы не видим к этому предпосылок. Хотя многие эксперты говорят, что ужесточение требований к застройщикам и поэтапный переход от прямого долевого строительства к более современным механизмам защиты людей, инвестирующих средства в жилье, могут привести к уменьшению предложения и росту цен.


— А кто-то обращает внимание на пострадавших от недобросовестных застройщиков? Дольщикам кто-то поможет? 


— Конечно. У нас эта проблема разделена на два блока. Первый блок — 30 тыс. семей, которые могли бы пострадать в результате банкротства крупнейшего застройщика — группы компаний «СУ-155». Правительство было вынуждено вмешаться, хотя это беспрецедентный случай. Больше 100 домов уже построено и еще чуть больше 30 домов предстоит построить в 2018 году. На этом вопрос будет решен. Раз в неделю езжу и сам вручаю ключи людям.


Второй блок — люди, пострадавшие от других компаний, которые работали в субъектах РФ и не смогли выполнить взятые на себя обязательства. Это зона прямой ответственности региональных властей, потому что именно они выделяют землю под строительство и выдают разрешения.


Поверьте мне как бывшему главе области: губернатор прекрасно знает, кто из застройщиков чем дышит, кому можно доверять, кому — нельзя.


Несмотря на то, что это зона ответственности наших коллег, мы взяли ситуацию под полный контроль, в еженедельном режиме проводим селекторные совещания с коллегами из регионов. Разработали «дорожную карту», и уже в прошлом году было введено 140 проблемных объектов, осталось 836. Из них на текущий год регионы взяли на себя обязательства ввести 360, остальное расписано по годам до 2021-го включительно. Пока нет решений по 64 объектам, но и по этим объектам мы требуем от регионов реализуемых планов.


— Как для обманутых дольщиков в ближайшее время улучшится ситуация?


— Обращаюсь к людям, которые оказались в этой сложной ситуации: посмотрите «дорожную карту», которую ваш регион представил в Минстрой России, где они взяли на себя обязательства по этапам работ и срокам. На нашем сайте всё есть. Найдите ваш дом в этой «дорожной карте». Наша проверка показала, что еще есть дома, которые не попали в «дорожные карты», это недопустимо. В этом случае можно писать мне напрямую, можно писать в соцсетях — мы всё увидим, будем разбираться.


— Сколько вы даете регионам времени на реализацию этих дорожных карт?


— 2021 год, несколько домов — в 2022 году.


— В 2022 году проблема обманутых дольщиков будет решена?


— В рамках этих «дорожных карт» — да.


— После кемеровской трагедии к вам обратились депутаты Госдумы с просьбой запретить размещение игровых зон и кинотеатров выше второго этажа. Как это будет реализовано с уже построенными и введенными в эксплуатацию объектами?


— У нас, к сожалению, иногда хромают не законодательство и нормативная база, а их исполнение. У нас существует Свод правил по проектированию и строительству (ранее — СНиП) от 2009 года, актуализированный в 2012 году. Он гласит, что детские игровые комнаты не могут располагаться выше второго этажа и далее 20 м от выхода. На этом трагическом примере мы видим, что эти правила не выполнялись. Региональные надзорные и контрольные органы, в том числе Госстройнадзор, не отслеживали выполнение.


Мы дали сигнал всем региональным инспекциям Государственного строительного надзора проверить выполнение норм Свода правил по проектированию и строительству. Кроме того, региональные подразделения МЧС сегодня проверяют его выполнение. Норма существует, она абсолютно правильная, адекватная, но правоприменение, к сожалению, не всегда работает. 


— Нарушения непременно будут обнаружены…


— Я уверен в этом.


— В единицах столичных торговых центров на первых этажах есть игровые комнаты. Ты должен пройти по всем лестницам, проехать по всем эскалаторам, чтобы туда попасть с ребенком — на самый верх. Таким ТЦ нужно будет что-то менять в конструкции, возвращаться на первые этажи?


— Секрет в том, что стоимость аренды на первом и втором этажах значительно выше, чем на третьем и четвертом. Когда приходит потенциальный инвестор арендовать помещение под игровую комнату и говорит: «Нет, нам это дорого», — ему отвечают: «Тогда поднимитесь на четвертый этаж — там у нас дешевле». Никто в жажде наживы не обращает внимания на нормативную базу, которая не позволяет выше второго этажа размещать детские игровые комнаты. Я надеюсь, что нас услышат владельцы компаний, которые управляют торговыми комплексами, проведут анализ и посмотрят, где такие нарушения есть. 


— Тогда детские игровые комнаты переедут ниже?


— Надеюсь, что хватит ума.


— А если не переедут?


— Будут соответствующие предписания уже от противопожарных структур. Думаю, что страшная трагедия поставит мозги на место.


— Стройнадзор, который контролирует ввод объектов в эксплуатацию, подчиняется региональным властям. Может быть, уместно будет сделать его подведомственным вам учреждением, подчинить напрямую Минстрою?


— Такая дискуссия возникла, но я не являюсь сторонником такого решения. Из Москвы контролировать ситуацию в дальних регионах сложно. Мы можем согласовать руководителя стройнадзора, чтобы оценить его профессиональные качества, как мы сегодня согласовываем главного жилинспектора региона. Делать же стройнадзор структурой федерального правительства не совсем правильно, потому что выдача разрешения на строительство остается в компетенции субъекта, выделение земли, проведение конкурсов и аукционов — тоже в рамках полномочий субъекта. Стройнадзор также должен оставаться в парадигме управления субъекта. Если будет такая законодательная инициатива, мы готовы согласовывать руководителей, продолжать давать методические рекомендации.


— Глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что необходимо сделать прозрачной систему начисления оплаты жилищных услуг. Как это может быть реализовано?


— Жилищные услуги — это обслуживание дома вплоть до мытья подъездов и уборки территории. С федерального уровня мы никогда в это не вмешивались. Обычно это были договорные отношения между жителями дома и управляющей компанией либо ТСЖ. Там, где таких договорных отношений не было, действовали муниципальные тарифы как ориентир, который управляющие компании брали за основу.


Мы точно не будем регламентировать зарплату консьержа в доме бизнес-класса — это рыночные отношения между жителями дома и управляющей компанией или ТСЖ. Мы готовим методические указания по обычным услугам: уборка территории, снега, подъездов, чтобы муниципалитеты и все участники рынка опирались на них и не было в одинаковых домах в одном и том же субъекте РФ разной стоимости жилищных услуг.


Мы будем рекомендовать их к применению, чтобы люди, готовясь к общедомовому собранию, могли посмотреть и спросить директора управляющей компании или председателя ТСЖ, откуда взялось такое ценообразование.


— Ждать ли повышения коммунальных платежей?


— Внутри субъектов их дифференцируют региональные энергетические комиссии, ФАС — по сути, губернатор и его структуры — по муниципалитетам и ресурсам. Это делается, чтобы у губернатора был люфт: если пришел концессионер на воду, тариф на воду поднять, на тепло опустить. Общий предельный индекс совокупного платежа не должен превышать 4% по стране.


С 1 июля возможен рост в районе 4% в среднем по стране и по ресурсам, за последние 2–3 года это одно из самых низких повышений в этой отрасли. У ФАС есть региональные представительства на территории каждого субъекта. Она внимательно следит за этим.


Источник: минстрой России



 К списку новостей Отправить другу