06.02.2019 Лифты хотят вернуть в реестр «опасных объектов». Это поможет восстановить цепочку контроля над их производством, монтажом и эксплуатацией, разорванную в 2013 году. Дмитрий Медведев на совещании, состоявшемся на Щербинском лифтостроительном заводе, сообщил, что ежегодно только в новостройках устанавливается около 40 тысяч лифтов и потребность в связи с реализацией жилищного нацпроекта будет расти.
Российские министры не понаслышке знакомы с проблемами лифтового хозяйства. Не далее как на прошлой неделе половина кабмина, включая первого вице-премьера Антона Силуанова, застряла между этажами по дороге на важное мероприятие. И, хотя дело происходило в Алма-Ате, можно с уверенностью утверждать, что в России проблем с лифтами ничуть не меньше.
ADVERTISEMENT
Они регулярно ломаются, останавливаются на полпути, а то и вовсе становятся машинами-убийцами. Три года назад многих потрясла трагедия, случившаяся в элитном жилом комплексе на северо-западе Москвы: провалившись сквозь пол кабины, женщина пролетела 7 этажей и разбилась на дне шахты. А всего за последние 5 лет по вине лифтов погибли около 80 человек.
Производители во вторник убеждали премьера и журналистов, что их вины в подобных инцидентах нет. На Щербинском заводе запатентовано несколько конструктивных ноу-хау, гарантирующих безопасность пассажиров, — это и тросы, и специальные замки, и предохранители.
«Кабины лифтов просто так не падают. У них высокий запас надежности, подтвержденный патентами. Проблемы обычно возникают на этапах монтажа и эксплуатации, за которые мы не отвечаем», — рассказал главный технолог завода Михаил Доронин.
Глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании пояснил, что «по существующей практике лифты устанавливают и обслуживают организации, не авторизованные производителями». Иными словами, всякие «рога и копыта», нанятые строителями или управляющими компаниями. А поскольку в 2013 году лифты вывели из категории «опасных производственных объектов», контроль со стороны Ростехнадзора также снизился.
Сейчас в стране нет регламента, увязывающего в единую систему производство, установку и последующую эксплуатацию лифтового оборудования. А у семи нянек дитя, как водится, без глаза. На это внимание премьера обратил мэр Москвы Сергей Собянин. В итоге прозвучали два конкретных предложения: обязать монтажников (а также ремонтников) проходить аттестацию у производителей. И вернуть лифтам категорию опасности. «Это позволило бы четко выстроить всю цепочку контроля», — подчеркнул столичный градоначальник.
Помимо безопасности, на совещании обсудили вопросы, связанные с увеличением производства и импортозамещением. Поскольку нацпроект по жилью требует к 2024 году выйти на строительство 120 млн кв. м новостроек, потребность в лифтах резко возрастет. Кроме того, не стоит забывать об огромном количестве оборудования, уже выработавшего свой ресурс. По официальным данным, из 430 тыс. лифтов замене в связи с достижением 25-летнего срока эксплуатации подлежит 120 тыс. кабин. По неофициальным — около половины.
«В регионах много старых лифтов, но, к сожалению, не все занимаются этой проблемой», — посетовал Медведев. Новое лифтовое оборудование, по его словам, должно быть преимущественно российского производства.
Сейчас главный конкурент РФ на внутреннем рынке — Белоруссия (ее доля чуть больше 20%). Но если раньше этим фактом гордились (у нас же вроде как Союзное государство, славянское братство и т.д.), то в свете последнего конфликта с Лукашенко отношение чиновников резко изменилось. На совещании белорусов упрекали в демпинге и недобросовестном соперничестве. «Это повод для того, чтобы разбираться... — резюмировал Медведев. — Всякая кооперация должна быть взаимна. А иначе зачем нам это надо?»
Источник информации: Московский комсомолец |