13.02.2019 Недовольство работой управляющих компаний стало главной темой прошедшей недели в черноземных регионах Центральной России. Репутацию УК существенно подмочила оттепель: неубранный снег на крышах стал таять, вода протекла в квартиры жильцов. В Белгороде так и вовсе под тяжестью влажного снега не выдержала кровля старого дома - и провалилась.
Бороться с недобросовестными УК в регионах решили по-разному.
Пора меняться
Тающий снег и протекающие потолки в квартирах липчан всю неделю давали повод для возмущений в адрес недобросовестных УК. В областном центре собрали почти всех представителей коммунальных компаний для разговора об их же работе. За прошлый год такие фирмы были оштрафованы на 16 миллионов рублей - за халатный подход к своим обязанностям. Но это не изменило ситуацию к лучшему.
- Там, где между управляющей компанией и старшим по дому есть диалог, все хорошо, - сделал вывод врио главы региона Игорь Артамонов. - Но как только в дом заходят непонятные компании, начинают манипулировать ценами, занижают стоимость работ, начинаются проблемы. Например, одна из УК предложила жильцам тариф на вывоз снега 65 копеек. Что за эти деньги можно вывезти? Кроме того, у многих за душой нет ничего - ни техники, ни сотрудников. При этом мы общались и с представителями добросовестных УК. Спрашивали: могут ли они нарастить мощности, готовы ли заменить недобросовестных. Теперь я понимаю, что готовы.
Региональные чиновники подчеркнули: их завалили жалобами на управляющие компании, при этом, даже когда понятно, как решать проблему в многоэтажках, коммунальщики умудряются сделать это формально.
Заместитель главы региона, курирующий эту сферу, Илья Тузов рассказал историю, когда жильцы угловой квартиры все никак не могли добиться - почему в одной из комнат, как раз угловой, так холодно. Оказалось, трубу надо заменить на более широкую, что и предписала жилинспекция. Трубу заменили, отчитались, что все сделали, и написали, что температура в квартире стала выше. Только жильцы этой квартиры тоже написали чиновникам: мол, все сделали, но как было холодно в той комнате, так и осталось.
- Оказалось, что замеры температуры проводили в другой комнате, - заключил Илья Тузов.
Именно поэтому региональные чиновники пообещали у недобросовестных УК отзывать лицензии. Но и тем, кто останется на коммунальном рынке, придется совершенствоваться.
В четких границах
Сейчас работа управляющих компаний должна отвечать ряду требований, однако все они разрозненно прописаны в массе нормативных актов. В Липецкой области решили объединить все их в один документ, который уже назвали стандартом деятельности УК. Важно, что, помимо всего прочего, в стандарт добавят требования о технике и кадрах для коммунальных компаний, чтобы случаи, когда у фирмы просто нечем расчистить тротуар, канули в прошлое.
- Сейчас у многих нет маленьких тракторов, которые могут расчистить тротуар, поэтому вы и идете по снегу, - говорит Артамонов. - Мы пропишем, что такая техника должна быть, если не в собственности, то на аутсорсинге.
Помимо этого, представителей УК обяжут реагировать на жалобы и обращения жильцов. Сейчас зачастую люди попросту не могут добиться ответов на свои вопросы или обратиться с проблемой: течет с потолка, но звонить коммунальщикам бесполезно - трубку никто не берет. Ходить в офис порой тоже можно безрезультатно - дверь закрыта, достучаться нереально.
Поэтому в стандарте и укажут сроки реакции на жалобы, а также обяжут УК выделить сотрудника, который бы общался с жильцами, вникал в проблемы.
Пока это - лишь проект. И параллельно придется решать еще множество вопросов - к примеру, разграничить территории, за которые должна отвечать УК. Та же проблема с заваленными снегом дворами показала: зачастую и коммунальные фирмы, и муниципалитет могут сваливать снег, так сказать, на "нейтральную территорию". Одни говорят - этот участок не наш, вторые тоже отказываются от него. Теперь границы очертят четко, причем увидеть их сможет каждый: сейчас в области разрабатывают сайт, где будет собрана информация по каждому дому, двору и коммунальным организациям, в том числе поставщикам ресурсов. Так зона ответственности и круг обязанностей получат четкие очертания. Неисполнение их грозит штрафными санкциями.
Пока в липецких УК комментировать новшества не стали.
- Как будет стандарт, тогда и посмотрим, - отметили в одной из компаний.
Принимают на свой счет
Белгородские коммунальщики тоже почувствовали, насколько невыгодно работать на этом рынке спустя рукава. Почти 50-летний дом на улице Чумичова в один момент оказался буквально без крыши: одна ее часть попросту не выдержала тяжести тающего снега, старые конструкции намокли, разбухли и в итоге - обрушились. Возмущению жильцов не было предела: дом давно нуждается в ремонте, но очередь все никак не подходит. Масла в огонь добавили и другие проблемы старой многоэтажки, о которых жильцы неоднократно говорили.
В мэрии Белгорода тут же назвали виновных - управляющая компания должна была убирать снег с крыши, но не делала этого. К тому же сказалась и "усталость конструкций". Разбирать завал на чердаке начали тут же и работали даже ночью. Теперь кровлю восстанавливают, как могут, ведь мокрый снег продолжает сыпать.
Но если это ЧП произошло в старом здании, то буквально через несколько дней мэрию забросали жалобами жильцы тех многоэтажек, где только-только провели капитальный ремонт. Где-то кровля стала протекать спустя год после ее реконструкции, где-то - не простояла и первую зиму. Чиновники выехали по адресам сразу с подрядчиками.
- По итогам проверки выявлены все случаи затекания кровли, исследованы недостатки выполненных работ, составлен перечень поручений, которые будут выполнены за счет подрядных организаций, - отчитались в мэрии по итогам рейда. - Также определены сроки ремонтных работ. Они начнутся при наступлении благоприятных погодных условий.
Чиновники уверены, что снова сэкономить на качестве подрядчикам невыгодно: срок гарантии капитального ремонта составляет пять лет. Отказаться от выполнения обязательств тоже нельзя: в таком случае фирма сразу попадет в черный список и дорога на рынок капитального ремонта ей будет заказана.
Впрочем, несмотря на все это, и подрядчики, и УК работают не без нареканий. И теперь массовая проверка рынка началась и в Белгороде.
Тем временем
С первого марта аварийно-диспетчерские службы УК в Тульской области будут работать по новым стандартам. Теперь служба начнет принимать заявки в электронной форме. Кроме того, определены конкретные сроки выполнения обязанностей. Например, отвечать на звонки граждан специалисты УК должны в течение пяти минут. Локализовать повреждения систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, а также систем отопления и электроснабжения службы должны будут не позднее чем через полчаса с момента регистрации заявки, а полностью устранить дефект - не позднее чем через трое суток. Засор мусоропровода или водоотведения будут ликвидировать за два часа. Сообщать о планируемых сроках исполнения заявки должны в течение получаса с момента ее регистрации. Срок устранения мелких неисправностей будет согласовываться с заявителем. В случае нарушений к УК будут применены меры административного воздействия.
Источник информации: Российская газета |