пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 
 
 
 
   

30.06.2009

Точный расчет 


 В ЕРКЦ считают, просвещают и думают на перспективу

  

 

 

Немного найдется на свете документов, вызывающих у наших граждан столь сильные эмоции, как квитанции, по которым они оплачивают жилищно-коммунальные услуги. Над этими бумажками проливаются слезы, гремят грозовые раскаты гнева, сгущаются тучи печали. Журналисты «КП» побывали в том самом месте, где рождаются квитанции, ставшие символом непростой доли современного россиянина. Называется оно так - Единый расчетно-кассовый центр города Томска.

 

 

Кто ответит гражданину

 

 

Найти дорогу, ведущую в ЕРКЦ, оказалось не так-то просто: вывеска над входом в здание гласила, что здесь располагается «Вычислительный центр ЖКХ г. Томска». Как оказалось, название изменилось после реорганизации данного муниципального предприятия. Вообще же структура, ныне называемая «Единым расчетно-кассовым центром г. Томска», ведет свою историю с незапамятных времен. Первое упоминание о ней мы нашли в Государственном архиве Томской области, датированное 5 февраля 1973г, это Решение Исполнительного комитета Томского областного Совета депутатов трудящихся «О реорганизации машиносчетного бюро областного управления коммунального хозяйства в машиносчетную станцию». И многие нынешние сотрудники трудятся здесь по 20 – 25 лет, с первого дня своей трудовой карьеры. До поры до времени итог их трудов умещался в единой квитанции – по ней томичи расплачивались и за тепло, и за свет, и за холодное и горячее водоснабжение. Потом поставщики коммунальных услуг превратились в частные компании и занялись расчетами самостоятельно. Квитанций в наших почтовых ящиках становилось все больше и больше, а ясности и понимания – все меньше и меньше.

 

 

- Многие горожане к этому привыкнуть так и не смогли – жалобы, особенно от людей старшего возраста, поступают до сих пор, - говорит директор Единого расчетно-кассового центра Олег Тернов. – Последняя реорганизация нашего предприятия была связана как раз с намерением вернуться к единому платежному документу. Но не только - предполагалось также организовать на территории Томска единую сеть из 16 приемных пунктов ЕРКЦ, по 3-4 в каждом районе, куда томичи могли бы прийти с любым вопросом сферы ЖКХ. Сегодня многие не представляют, куда именно нужно обращаться – одни УК исчезают, на их месте возникают новые, человек даже не всегда знает, кто конкретно обслуживает его дом. Тем более что порой управляющая компания находится едва ли не на другом конце города. Так что появление единой сети многим облегчило бы жизнь - человек мог бы прийти в ближайший для себя приемный пункт, получить ответы на все вопросы или оплатить квитанции. Здесь же можно было бы решить вопрос о прописке и выписке. Но пока это только идея, для реализации которой необходимо  выполнить ряд условий. В том числе – найти необходимые помещения и средства. А это в наше время непросто.

 

 

- Если можно, чуть подробнее о прописке и выписке – вы хотите взять на себя функции паспортных столов?

 

 

- В Советском районе уже работают три наших приемных пункта, в которых ведут прием паспортисты. Мы заключили  договоры с УК и ТСЖ Советского района и полностью взяли на себя функции регистрации граждан. Планировалось, что там же будут находиться юристы, способные дать консультацию по вопросам защиты потребителей коммунальных услуг. Но получится ли это сделать, пока сказать сложно.

 

 

Без пристрастия

 

 

Идея отдать все расчеты за жилищно-коммунальные услуги в руки сотрудников ЕРКЦ воедино, поначалу нравилась далеко не всем. Со стороны казалось даже, что она так и останется неосуществленной. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что большинство управляющих компаний уже сотрудничает с ЕРКЦ, доверяя его сотрудникам столь ответственное дело, как начисление платежей.

 

 

- Я бы даже сказал, подавляющее большинство, - уточняет Олег Федорович. - В Томске сейчас работает более 50 УК, с нами сотрудничают 42, более того, около 100 ТСЖ и ЖСК доверили нам свои расчеты, есть среди наших заказчиков и представители жилищно-коммунального комплекса Томской области. Это удобно и выгодно, поскольку самостоятельное начисление платы требует наличия в штате квалифицированных сотрудников – бухгалтеров и программистов. И, конечно, необходимого оборудования. Так что вопрос не в том, чтобы кого-то заставить – мы должны предложить нашим заказчикам сервис, который оказался бы им интересен, оказать более качественную услугу. И мы над этим работаем. Сейчас вместе со Сбербанком отрабатываем систему электронных платежей. Люди смогут платить за жилищно-коммунальные услуги через банкоматы, а в перспективе – через мультикассы и Интернет. Это даст УК возможность в режиме реального времени контролировать поступления средств и отслеживать ситуацию с должниками. Мне кажется, это один из серьезных аргументов в пользу такого сотрудничества.

 

 

- Многие томичи – рискну даже предположить, что таких большинство – не знают, что расчет начислений за услуги управляющих компаний делается на «нейтральной территории». Если бы они это знали, обид наверняка было бы меньше. Ведь часто за ними стоит даже не возмущение по поводу выставленных сумм, а подозрение, что людей втихаря обманывают.

 

 

- Согласен. Мы совершенно не заинтересованы начислять в пользу какой-то УК больше, чем положено – есть нормативные документы, есть тарифы, есть законы о предоставлении льгот. Именно ими мы и руководствуемся. На предприятии ведется архив базы данных с девяностых годов и правильность начислений всегда можно проверить.

 

 

«Это очень интересно!»

 

 

Еще одним поводом для удивления для нас оказалось отношение сотрудников ЕРКЦ к своему делу. Казалось бы, какая материя может быть более скучной, чем эта? Однако директор Центра с этим категорически не согласен.

 

 

- Мы не просто занимаемся начислением, мы пытаемся создать новую систему взаимоотношений между потребителем и поставщиком услуг, – поясняет он. - И это очень интересно. Мы стараемся работать на перспективу - планов, которые можно было бы реализовывать с помощью полноценного расчетно-кассового центра, у нас очень много. Сейчас актуален вопрос о введении в городе единой социальной карты, которая аккумулировала бы все получаемые человеком льготы и субсидии. Монетизация льгот означает, что  люди должны будут открывать счета в банках, и пластиковая карта была бы очень удобна. В некоторых городах, где создавались данные системы, подобный опыт себя оправдал. И реализован он был на базе именно таких Центров, как наш. Но тут, конечно, все зависит от муниципалитета. Еще одна наша задумка – сделать так, чтобы человек мог зайти на наш сайт, ввести свой пароль и логин и получить доступ к истории своих взаиморасчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Многие конфликты возникают из-за того, что люди не помнят, когда и за что они платили, какие суммы им предъявлялись к оплате. И тогда, такой «личный кабинет» помог бы снять многие спорные вопросы.

 

 

- Это отдаленная перспектива или какие-то реальные шаги уже делаются?

 

 

- Надеемся, что в ближайшее время начнет функционировать в полном объеме наша система электронных платежей -  буквально сегодня мы проводим совещание по этому поводу с нашими программистами. Следующим шагом будет создание «личного кабинета».

 

 

В искренность директора ЕРКЦ, уверяющего, что заниматься своим делом ему очень интересно, можно было бы и не поверить. Если бы не доказательства. Например, сайт, создавать который сотрудников Центра никто не обязывал. Но сайт существует, и не просто «для галочки», как это очень часто бывает. По адресу http://vc.tom.ru можно найти массу полезной и интересной информации, которая постоянно обновляется.

 

 

- Одна из задач, которую мы перед собой ставим – информирование населения по всем вопросам, связанным с отраслью жилищно-коммунального хозяйства в городе, - рассказывает директор. – Многие проблемы и конфликты в сфере жилищно-коммунальных услуг, происходят из-за того, что людям недостает информации. Они не всегда могут правильно понять и оценить справедливость начислений. Поэтому мы сделали подборку законов, постановлений и других нормативно-правовых актов, касающихся ЖКХ. Любой человек может найти здесь информацию о тарифообразовании и представлении льгот, список  управляющих компаний с адресами, телефонами и реквизитами. Можно даже посмотреть, как оценивают их работу томичи. Это может пригодиться, когда вас убеждают перейти под управление новой компании и говорят, что после этого все будет просто замечательно. Беда только в том, что о хорошем люди, как правило, молчат, а вот о плохом… Так что преобладают среди отзывов, конечно, негативные.

 

 

На сайте есть рейтинг УК, составленный по итогам проведенного администрацией анкетирования горожан. Есть весьма любопытные данные о реальном потреблении тепла и ГВС каждым из домов Томска, оборудованных «народными счетчиками». Есть, наконец, страничка, которую ведут известные далеко за пределами Томска Наталья Масальская и Татьяна Репина. Обе они – председатели ТСЖ с большим опытом и жилищным просвещением граждан занимаются с огромным энтузиазмом. Из первых букв их фамилий сложилось название информационно-методического центра «МиР». Зайдите на его страничку на сайте ЕРКЦ – узнаете массу интересного!  

 

 

Реалистический оптимизм

 

 

Олег Тернов уверен – когда система взаимоотношений между потребителем и поставщиком услуг станет стройной и цивилизованной, конфликты между ними сведутся к минимуму. Но на вопрос, доводилось ли ему видеть такую идеальную систему, отвечает отрицательно.

 

 

- Ничего идеального вообще не существует. На Западе? Не думаю, что их опыт уже сейчас применим у нас, потому что во всем есть своя специфика. Но кое-что, из лучшего мирового опыта, конечно, можно и нужно взять, и мы работаем над этим.

 

 

 

Алена Земцова.



Источник: Комсомольская правда
Ссылка на источник: http://kp.ru/


 К списку статей
 
Главная | Карта сайта | Контакты | Политика конфиденциальности