20.03.2007 ВЦ ЖКХ - основа для создания единого информационного поля в сфере томской «коммуналки».
Трудности, с которыми сейчас сталкиваются, пожалуй, все управляющие компании, жильцы, организующие ТСЖ, стали притчей во языцех. Классический пример: жильцы отказались от услуг своей управляющей компании и выбрали для обслуживания дома фирму-конкурента. В ответ предшественник попросту не отдает новому управленцу документацию на здание и данные паспортных столов. А жильцы нередко получают две квитанции для расчета с жилищниками. Тем временем существует реальная возможность избежать этой и других проблем и создать условия для цивилизованного развития рынка обслуживания жилья. Для этого необходима организация единой информационной базы всего жилищного фонда города. В этом случае, независимо от того, какая компания управляет домом, данные о расчетах находятся в одном месте. И, если жильцы приняли решение о передаче своего дома в руки другой управляющей компании или создании ТСЖ, информационная база данных из Вычислительного центра сразу же передается новому законному хозяину. Осуществить это не так уж сложно: в городе есть предприятие, которое располагает состоянием счетов большинства домов в городе- УМП «Вычислительный центр ЖКХ г. Томска». В его ведении находятся расчеты 40 управляющих компаний, муниципальных и ведомственных жилищных предприятий Томска, а также 60 ТСЖ и ЖСК. В особой рекламе ВЦ не нуждается. Новейшее серверное оборудование, персональные высокопроизводительные компьютеры, защищенный канал связи для обмена данными с заказчиками и предприятиями-поставщиками ЖКУ, высококвалифицированные кадры и многое другое позволяют муниципальному предприятию профессионально выполнять свои функции. Дело в другом... Созданное еще в 70-х годах предприятие печатало квитанции для каждой квартиры Томска. Позже часть жилищных предприятий и ТСЖ предпочли выпускать квитанции сами или через частные расчетные центры. Как следствие, появился ряд «минусов». Первый: была раздроблена годами собираемая база данных о начислениях и платежах по ЖКУ, информация о льготах и количестве жильцов, информация о типе собственности квартиры и предоставляемых услугах различными поставщиками, о технических характеристиках жилья. Второй: каждая управляющая компания, по сути, стала заказчиком системы учета перечисленных выше данных. Как результат, возникли разные формы отчетности. При передаче дома из одной компании в другую происходят нестыковка данных и неминуемые ошибки в начислениях и учете оплаты. Третий: город потерял возможность контролировать ситуацию с обслуживанием жилья в целом. - Сейчас управляющие компании являются монополистами всей информации по дому, - говорит директор УМП «ВЦ ЖКХ» Олег Тернов. - Если лицевые счета будут обслуживаться в ВЦ, сразу станет видно, сколько и когда на каждом из них было прописано человек, какие услуги начислялись, какие были льготы, какие суммы оплачивались и какая на сегодня существует задолженность. Кроме того, город будет иметь данные о доходах и расходах на каждый дом, о том, какие работы на нем производились. Сводная информация позволит властям контролировать работу управляющих компаний, а значит, защитить жильцов от недобросовестных предпринимателей. При наличии такого информационного поля становится возможным организовать систему «единого окна» для учета льгот граждан и оформления субсидий на ЖКУ, объединить все паспортные столы города, организовать доступ к системе для получения справочной информации по телефону, через электронную почту или Web-сервер. Недавно у предприятия появился свой сайт: http:/vc.tom.ru. Он содержит не только справочную информацию об УМП «ВЦ ЖКХ г.Томска». В первую очередь сайт создавался для решения одной из важнейших задач - информирования населения по всем вопросам, связанным с отраслью ЖКХ в городе. Уже сегодня некоторые управляющие компании воспользовались возможностью разместить информацию о подомовом учете на его страницах. - Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать систему расчетов за ЖКУ, наиболее удобную для потребителей, - продолжает Олег Тернов. - Наше программное обеспечение в перспективе позволит вносить оплату через мультикассы, Интернет, сотовую связь, пользоваться прочими удобными инструментами для совершения платежей. Помимо того, что заплатить за жилье станет гораздо проще, прием платежей будет происходить в режиме реального времени. Безусловно, подобная система станет и своеобразным средством контроля над управляющими компаниями. А это необходимо, ведь в условиях, когда рынок жилищных услуг сформирован частными структурами, у власти должна быть возможность контролировать их работу. - Сейчас очень важно создавать условия для развития цивилизованного жилищного бизнеса, - считает Олег Тернов. - Если у нас появится единое информационное поле о состоянии жилищного фонда, население будет защищено от недобросовестных предпринимателей, а власть получит нужные инструменты для контроля над отраслью.
Татьяна Томрачева |