04.05.2007 Аварийная сфера
Решение проблем жилищно-коммунального хозяйства обойдется в 500 млрд рублей
Владимир Максимов
|
На прошлой неделе минуло ровно десять лет, как в России началась жилищно-коммунальная реформа: 28 апреля 1997 года Борис Ельцин подписал указ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации". Если перечитать этот указ, он покажется удивительно своевременным: большая часть проблем того времени благополучно дожила до наших дней. Что подтвердил в своем последнем президентском послании Владимир Путин, поставив жилищно-коммунальные вопросы в нем на видное место.
Задачка на сто лет
Президент нарисовал поистине удручающую картину состояния дел в отрасли. Из трех млрд квадратных метров жилого фонда более половины нуждается в ремонте, некоторые дома по 40-50 лет не ремонтировались, объемы ветхого жилья по стране достигли 93 млн кв. метров, из них аварийного - более 11 млн...
Решение проблемы ЖКХ очевидно - недостает финансирования, и его надо увеличивать. О чем и заявил президент: "Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах". По словам Путина, правительство в 2007 году запланировало на расселение ветхого и аварийного жилья 1 млрд рублей, что недопустимо мало. Ведь даже если исходить из стоимости строительства в 10 тысяч рублей за метр - на эти деньги можно построить 100 тысяч метров жилья. Такими темпами, чтобы расселить все ветхое жилье, потребуется... около 100 лет.
Понятно, что такая арифметика не устраивает президента. Отвечая на естественный вопрос, где взять деньги, Владимир Путин заметил, что "во-первых, деньги у нас есть, и формирование расходной части бюджета - это всегда лишь вопрос выбора приоритетов как на федеральном уровне, так и на региональном, а во-вторых, у меня есть и конкретное предложение: направить на эти цели значительные дополнительные доходы, в том числе от улучшения администрирования налоговых сборов, от приватизации государственного имущества, а также, может быть, и от продажи активов компании "ЮКОС" для погашения ее долгов перед государством". И назвал конкретную цифру: на программу переселения граждан из аварийного жилья выделить не менее 100 миллиардов рублей.
Что касается капитального ремонта, то об этой проблеме "МН" рассказывали не один раз. Суть дела проста: логично было бы заставить государство рассчитаться по своим долгам по "недоремонту", а потом уже перекладывать следующие ремонты на граждан. Но власть на это решительно не идет, а потом удивляется, почему граждане не хотят создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ). Да потому и не хотят, чтобы не лишиться надежд на капремонт...
Президент считает, что средства на ремонт надо выделить в достаточном объеме, но все-таки в разовом порядке, для того чтобы запустить сам механизм создания объединений эффективных собственников жилья. "Надо посмотреть правде в глаза и признать, что сегодня без поддержки государства многие наши сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, сами решить этот вопрос не в состоянии", - заметил Путин. Президент предложил выделить на ремонт жилищного фонда не менее 150 млрд рублей. А также для эффективной работы по реформированию ЖКХ создать специальный фонд в объеме не менее 250 млрд рублей и привлечь к управлению им представителей правительства, парламента и общественных организаций.
Тариф все стерпит
Как известно, правительство сразу после послания "взяло под козырек" и бодро отрапортовало, что найдет деньги для выполнения поставленных в нем задач - причем в течение нескольких дней. Не может не возникнуть вопрос: а что, раньше правительство не знало, что на решение перечисленных задач нужны деньги? Или уповало, как министр финансов Алексей Кудрин, исключительно на рост тарифов - чтобы добиться финансового оздоровления ЖКХ и заставить граждан заплатить на его "реформирование"?
Между тем тарифы на услуги ЖКХ будут повышать и дальше - только что Федеральная служба по тарифам приняла соответствующее решение. ФСТ утвердила предельные уровни тарифов на услуги ЖКХ и предельные уровни региональных тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2008 год. Плата за жилищно-коммунальные услуги в среднем по России будет расти не более чем на 20%. При этом плата за коммунальные услуги будет в среднем расти не более чем на 17%, а максимальный рост тарифа на электроэнергию для населения составит 14%.
Причем пресс-служба ФСТ уверяет, что эти лимиты соответствуют основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны на период до 2010 года. Если говорить о регионах, то, скажем, в Москве в 2008 году плата за коммунальные услуги должна вырасти не более чем на 19%. А рекордсменом в росте лимитов является Ненецкий автономный округ: там тарифы ЖКХ могут вырасти на 25%. Далее стоят Магадан, Оренбург и Чукотка. Меньше всего лимиты в Новосибирской области: там, например, плата за коммунальные услуги может вырасти не более чем на 13%. Особняком стоит Петербург: там лимиты - впервые в России - установлены сразу на три года вперед. Размер платы за коммунальные услуги для петербуржцев в 2008 году вырастет не больше чем на 14%, а в 2009-2010 годах - не более чем на 15% ежегодно.
То, что рост тарифов серьезно превышает инфляцию, - очевидно. В 2006 году лимиты увеличения квартплаты также находились на уровне 20%, а официальная инфляция составила только 9%. Однако ФСТ заявляет, что "в настоящее время в сфере ЖКХ происходит переход от инфляционного метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса к модели инвестиционного планирования". Между тем пока эта модель сводится к тому, что государство обязывается поднимать тарифы так, чтобы обеспечить инвестору, вкладывающему средства, желаемую прибыль. Но если все риски инвестора оплачивает потребитель - это не называется инвестициями. Так что по сути именно гражданин пока и является главным и единственным инвестором жилищно-коммунальной сферы...
При этом, как показывают соцопросы, плата за жилье становится все более тяжкой ношей для граждан. Недавно фонд "Общественное мнение" провел исследование в 63 регионах, и 54% респондентов ответили, что рост цен на услуги ЖКХ значительно ухудшил их материальное положение. В том, что рост цен не отразился на их бюджете, признались только 5%. Возникает вопрос: если реформа ЖКХ проводится для 5% населения, а более половины граждан считают, что она им во вред - то зачем такая реформа вообще нужна?
|