25.07.2007 Связанные одной сетью
Автор: Татьяна Томрачева
Единая квитанция за ЖКУ в г. Кемерово стала уже самой жизнью.
Идея создания единого расчетно-кассового центра в Томске вызвала дискуссию. Никто не хочет делать доступной информацию о своих финансовых потоках – ни жилищники, ни коммунальщики. «Насколько велик риск ошибок в начислениях, станут ли оперативными финансовые операции? Да и будут ли средства доходить туда, куда нужно?» - высказывают сомнения те, кто сами сейчас печатают свои квитанции…
В Кемерове единая квитанция существует уже 8 лет. Все это время информационная база и расчет платежей находятся под контролем муниципалитета.
- Ряд структур с самого начала не приняли эту идею, - вспоминает директор муниципального управления единого заказчика ЖКУ г. Кемерово Олег Илясов. - Но потом все улеглось. А новые коммунальные предприятия сейчас сами приходят к нам. Поначалу пытались создать свою базу данных, но она, как правило, не совпадала с общегородской, не говоря уже о том, что им сложно было работать с населением, начислять льготы.
Итак, единая информационная база города Кемерово. Около 200 тысяч лицевых счетов, 400 тысяч жителей. Здесь собраны все данные по платежам поставщиков ЖКУ. База напрямую объединена с паспортным столом, отделом субсидий, пунктами приема платежей. Совсем скоро будет организован канал и с соцзащитой. Такая централизованная сеть и дала возможность свести платежи в одну квитанцию, создать единое окно по предоставлению ЖКУ, учету миграции населения, начислению льгот и субсидий. Претендентам на льготы совсем ни к чему бегать по поставщикам – достаточно обратиться в орган соцзащиты и в управление единого заказчика.
Кемеровские коммунальщики, как выяснилось, довольны тем, что через это муниципальное предприятие гарантированно идет расчет от управляющих компаний за поставку ресурсов. Очень много обслуживается ТСЖ. Уйдя от МУЖЭПов, дома заводят свои паспортные столы и бухгалтерию, но через некоторое время возвращаются в единую информационную сеть по одной простой причине: здесь нет разнобоя в начислении льгот и субсидий. Всю бухгалтерию они отдают управлению, что получается значительно дешевле, чем содержать свой персонал.
Мое знакомство с работой управления началось с УК «Молодежный». Вернее, с кассы этого предприятия. В городе более 50 пунктов приема платежей, совмещенных с паспортными столами. Управлению они не принадлежат - это собственность управляющих компаний. Здесь в основном население и оплачивает услуги (через банк проходит всего 3 % платежей), а также оформляет прописку-выписку. Из-за того что информационная база одна на весь город, оплату можно внести в любом пункте любой УК.
- Когда муниципалитет только создавал систему, поставил перед жилищниками условие: прием платежей должен производиться абсолютно у всех жителей, независимо от того, какая УК обслуживает дом, - сказала начальник центра начисления и сбора платежей управления единого заказчика Ирина Кацуро. - Все собранные деньги поступают на единый расчетный счет управления и оттуда распределяются по поставщикам.
За тепло, воду и свет деньги идут коммунальным структурам. За жилищные услуги – подрядчикам. Собранные средства отправляются поставщикам ежедневно, задержек в оплате нет. Впрочем, сами получатели могут проследить приход средств на счет управления в режиме реального времени. Для них предусмотрена функция «финансовый день». Бухгалтер или экономист жилищно-коммунальной структуры может посмотреть, сколько денег поступило в течение дня за услугу, какие на данный момент долги, сколько начислено льгот. Разумеется, ввиду особенностей программного обеспечения каждый узнает данные только о своих деньгах.
Возможности единого информационного поля, о которых у нас пока только говорят, в Кемерове не только стали самой жизнью, но и приобрели статус бренда города. Кассовые пункты - обязательный номер в программе знакомства с системой ЖКХ иногородних и даже международных делегаций.
Безусловно, основную и решающую роль в создании единой квитанции сыграл административный рычаг. Власти Кемерова просто правильно выбрали для этой работы время: тогда, 8 лет назад, подавляющее количество обслуживающих предприятий были муниципальными, и процесс объединения информации прошел практически безболезненно. Сейчас централизованная система настолько стала незаменимой в работе всех структур, что создавать свою, а также самим заниматься начислением льгот и субсидий никому не приходит в голову. Ее воспринимают уже как данность.
Конечно, в Томске сложно представить, что одна управляющая компания будет принимать платежи за другую – далеко не тот менталитет. Но никто и не говорит, что чужой опыт надо брать под копирку. Самое ценное во всем этом – конечный результат. Житель получает единую квитанцию, которую может оплатить в любом удобном ему кассовом пункте, а при оформлении необходимых жилищных справок ему нет нужды ходить по поставщикам ЖКУ. Кстати, выслушав мой рассказ о том, что в Томске каждый поставщик имеет свою изолированную базу данных, о беготне пенсионеров по всем структурам при «выбивании» льгот, кемеровчане искренне удивились: «Это ж сколько порогов нужно обить… Да вам коммерсанты за одну обувь должны сказать спасибо». |