Главная Написать письмо Карта сайта
 
 
 
 
 

04.07.2007

Помощник для председателя

Автор: Татьяна Томрачева


 

Как оптимизировать систему расчетов в ТСЖ?

 

Дом – это не только крыша, стены, коммуникации и двор. Жилое многоквартирное здание  - это потоки финансов, которые, как известно, должны быть подотчетны собственникам. Тот, кто не имел дела с жилищным обслуживанием, но организовал ТСЖ или ЖСК, техническую сторону работы осваивает быстро. Но бухгалтерия – это особая отрасль…

 

Финансовое дело в нашем случае – это перечень тарифов, количество жильцов, льготы, субсидии, а также зарплата обслуживающему персоналу  и так называемые особые требования жильцов, принятые на общем собрании. Например, за лифт везде рассчитываются по-разному. Бывает, жильцы 8-10-х этажей платят больше, чем те,  кто живет на 3-4-м… Результат работы бухгалтера – ежемесячная квитанция, а в конце каждого года – отчет о потраченных деньгах. И если данные собранных и потраченных средств не совпадают, значит, вышла осечка.  Где-то денежные потоки скрывают намеренно, а где-то попросту допускают ошибки, не зная всех премудростей финансового дела. 

 

Как же усовершенствовать систему расчетов в ТСЖ? В Томске собственники порядка 60 домов пошли на то, чтобы передать эту работу независимой организации – Вычислительному  центру ЖКХ. Это муниципальное предприятие, располагая огромной базой данных,  занимается расчетами за жилищно-коммунальные услуги уже более 20 лет.

 

- Общему собранию нужно только принять тариф на жилищные услуги, - говорит директор ВЦ ЖКХ г. Томска Олег Тернов. -  Начисление мы делаем здесь уже с учетом количества жильцов, занимаемой площади, льгот и других параметров. В том числе и постоянно меняющейся нормативной базы…

 

Берем, к примеру, расчеты за «коммуналку». ТСЖ получает счета за воду, электричество, тепло и прочее – по каждой услуге общая сумма на весь дом. «Разбить» ее правильно по квартирам, с учетом всех параметров и льгот, непросто. В Вычислительном центре вся процедура – от занесения данных до выдачи готовых квитанций - занимает от 30 минут до двух часов. В результате в одной платежке оказывается все: начисления за жилищные услуги, холодную и горячую воду, отопление, газ, очистку стоков, вывоз мусора… И именно поэтому во многих ТСЖ  бухгалтера попросту нет. Председатель передает счета в Вычислительный центр и через некоторое время забирает уже готовые квитанции.

 

- Раньше у меня была проблема с учетом льгот, – говорит председатель ТСЖ «Подгорное» Людмила Малявская. - Списки льготников я ходила сверять в соцзащиту, где, как правило, обнаруживали массу неточностей: у одних фамилия неправильно написана, у других не совпадает номер свидетельства, а у третьих начисление произвели совсем не по той льготе, которая назначалась. По городу таких моментов набирается немало, и в органах соцзащиты выстраивались огромные очереди. Выстаивать приходилось часами. В прошлом году ВЦ взял на себя функцию сверки данных, причем без дополнительной платы. Признаюсь, проблем у меня сразу поубавилось…

 

Благодарна Людмила Владимировна и за помощь в подготовке информации для расчета субсидий. Сколько человек платил, в какой период, и какую он занимает площадь – все эти данные председателю тоже нужно предоставить в соцзащиту…

 

Вся информация о предоставленных жилищно-коммунальных льготах поступает для сверки в областной информационно-технический центр при Департаменте социальной защиты населения администрации Томской области. Здесь данные поставщиков жилищно-коммунальных услуг сравнивают с базой данных “Персональный учет льготных категорий граждан”. Автоматически сверяются персональные данные и право на льготу. Если допущена неточность, а доля ошибки составляет не более одного процента, то все эти случаи выносятся в протоколы разногласий.

 

По словам директора  областного информационно-технического центра Андрея Бондаренко, работа с товариществами напрямую создает некоторые проблемы. Маленькие ТСЖ и ЖСК плохо оснащены компьютерной техникой, и для них удобнее работать со специализированными предприятиями, такими как ВЦ ЖКХ.

 

Сегодня половина всех ЖСК и ТСЖ сотрудничает с соцзащитой именно таким образом. Плюсы – снижен риск получения неверной информации, да и председателям ТСЖ нет нужды ехать сюда и стоять в очередях.

 

-  Часто нам звонят и спрашивают: «Как проконтролировать работу председателя? Есть подозрение, что он скрывает часть собранных средств…» - говорит директор ВЦ ЖКХ Олег Тернов. - Таких сомнений, как правило, не возникает в случае, если ТСЖ или ЖСК заключает договор на обслуживание с нашим предприятием - движение финансов легко прослеживается. В ВЦ фиксируется информация о начислениях, платежах и предоставленных льготах за любой период, по всем услугам и по каждой квартире. Такая система не дает возможности спрятать от жильцов или попросту потерять хотя бы рубль.

 

- Я работаю на основании сметы, утвержденной собственниками на общем собрании, - продолжает председатель ТСЖ «Подгорное». - Здесь заложены тарифы на содержание жилья, капитальный ремонт, зарплата обслуживающего персонала. Моя задача – работать строго в соответствии с этим документом. И благодаря коллективу Вычислительного центра я не переживаю за бухгалтерию, когда отчитываюсь перед жильцами, все расчеты абсолютно прозрачны.

 

Специфика работы ТСЖ состоит в том, что к управлению домом часто приходят люди, которые прежде никогда не работали в жилищной отрасли. Очень скоро они понимают, что дом – это не просто хозяйство, которое нужно обслуживать. Это огромная ответственность перед жильцами, деньгами которых распоряжаешься. И хорошо, что у собственников жилья есть в этой части свой профессиональный помощник.  

 

Кстати:

 

Сегодня собственники, создавшие в своем доме ТСЖ, получают единую платежку. В одной квитанции все:  горячая, холодная вода, отопление и другие коммунальные, а также жилищные услуги. В перспективе единые квитанции за ЖКУ будут приходить в каждый дом г. Томска: на днях ВЦ ЖКХ переименовали в Единый расчетно-кассовый центр. Это значит, что теперь предприятие будет производить начисления абсолютно на все услуги. Кроме того, структура ЕРКЦ подразумевает объединение центра с паспортными столами. Таким образом будет создана единая база данных в сфере ЖКХ и миграции населения. Система единого окна позволит жителям Томска быстро оформить справки, документы на льготы и субсидии. Создание единой паспортной службы даст возможность упростить процесс прописки и выписки, получения всевозможных справок. Все это можно будет сделать в любом приемном пункте единой паспортной службы, а не только по месту жительства. Заплатить за жилье станет гораздо проще, прием платежей будет происходить в режиме реального времени. Программное обеспечение в перспективе позволит вносить оплату через мультикассы, Интернет, сотовую связь, пользоваться прочими удобными инструментами для совершения платежей. Власти сейчас называют создание Единого расчетно-кассового центра первым этапом реформирования томского ЖКХ. Городу нужен независимый оператор, который будет вести все расчеты между поставщиками и потребителями услуг, защищая тем самым граждан от недобросовестности предпринимателей.

 

 



Источник: http://vesti70
Ссылка на источник: http://www.g-k-h.ru/articles.php?id=949


 К списку статей