09.11.2007 ЖКХ на грани коллапса: вся надежда на ИТ
09.11.07, Пт, 17:42, Мск, фото: СФН
Информационные технологии проникают во все сферы жизни. Не стало исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. В целом, достижения в этой сфере, конечно, есть, но они относительно невелики. О том, как решить проблемы внедрения ИТ в ЖКХ в условиях недофинансирования, рассогласованности законодательства и отсутствия стандартизации применяемых продуктов, говорилось на круглом столе "Как ИКТ решат проблемы ЖКХ?", организованном CNews.
В текущем, 2007 году реформа ЖКХ отмечает свое десятилетие. К юбилею отрасль подошла не с самыми лучшими показателями. Износ инженерного оборудования в коммунальной сфере достиг 73%, инженерных сетей – 65%, износ жилищного фонда превысил 40%. Многие здания ждут капитального ремонта более 25 лет. Общее состояние дел практически не меняется в лучшую сторону. Регулярное недофинансирование приводит к тому, что проблемы, годами накапливавшиеся в сфере ЖКХ со временем усугубляются. В частности, при нормативной потребности в ежегодном капитальном ремонте 4-5% жилищного фонда фактически ремонтируется только 0,5% зданий.
Кому нужно внедрение ИКТ в ЖКХ?
Для решения любой из существующих проблем жилищно-коммунальной сферы требуется применение информационных технологий, - таково общее мнение участников круглого стола CNews "Как ИКТ решат проблемы ЖКХ?". Cовременные информационные технологии позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов, – отметил в своем докладе аналитик CNews Analytics Сергей Шалманов. Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Органам власти применение ИКТ в сфере ЖКХ позволяет оперативно контролировать ситуацию, что необходимо для бюджетирования и учета текущих платежей, планирования и контроля работ, разработки нормативно-правовой базы; инвесторам ИКТ помогут рассчитать необходимые инвестиции и возможную отдачу от них. Рядовым гражданам, конечным потребителям услуг ЖКХ, внедрение информационных технологий позволит вести контроль над потребляемыми ресурсами и оптимизировать их расходование.
Круглый стол "Как ИКТ решат проблемы ЖКХ?" собрал специалистов из различных областей
Современная инфраструктура ЖКХ настолько масштабна, что "без применения современных технических средств, грамотно посчитать сколько, чего, когда и зачем [требуется] в принципе невозможно", - считает Ренат Юсупов, старший вице-президент компании Kraftway по технологиям. Поэтому вопрос появления информационных технологий в структуре ЖКХ, по мнению вице-президента Kraftway, – это даже не вопрос, а "данность, которую надо реализовывать".
"В условиях быстрого прохождения реформ мы вынуждены быстро менять свой взгляд на управление хозяйством, управление предприятием, и передовые технологии, которые сейчас существуют – это тот инструмент, который должен помогать в этом нелегком деле", - отметила Елена Калугина, технический директор компании "Борлас-Энерджи".
Немаловажно и то, что переход к широкому использованию информационных технологий в ЖКХ, приводящий к облегчению процедур оплаты и переходу к выплатам за потребленные, а не отпущенные, ресурсы оказывает и значительный социальный эффект. Даже простое информирование участников рынка о самой реформе ЖКХ и экономии средств на текущих платежах благодаря применению новых технологий учёта потребления может положительно влияет на отношение участников рынка к реформе ЖКХ.
От интеграции систем учета к интеграции систем управления
На сегодняшний день информационные системы ЖКХ уже внедрены и успешно работают в ряде регионов. Так в 2007 г. был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Подобные технологии постепенно появляются в российских городах — не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Свердловской области, Ханты-мансийском автономном округе, Сургуте, Перми и др.
В Нижнем Новгороде на базе уже реализованных решений введена единая система оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. Платежные трансакции осуществляются в режиме реального времени — эти технологии подобны тем, что применяют операторы сотовой связи. Кроме того, здесь вводится система предоплаты, которая позволит оплатить квартплату перед отпуском.
В Свердловской области оптимизированы процедуры сбора платежей в преддверии отопительного сезона. Проблема с задержкой платежей решена с помощью Комплексного расчетного центра (КРЦ), доступного на территории 36 городов Среднего Урала и обслуживающего 490 тысяч абонентов. В Екатеринбурге комплексный расчетный центр также обеспечивает прозрачность и оперативность поступающих платежей, а средства за коммунальные услуги пересылаются на счета их поставщиков.
География внедрений достаточно обширна, однако, "первопроходцами автоматизации" оказались, как правило, крупные города и, в основном, регионы-доноры. В большинстве небольших российских городов и поселков существенных успехов пока не видно, что связано, в первую очередь, с тяжелым финансовым положением муниципальных образований, их ограниченными возможностями для бюджетного финансирования работ по модернизации ЖКХ. Ведь в соответствии с Федеральным законом, сфера ЖКХ должна финансироваться из средств бюджетов муниципальных образований. Проблемой может стать и само формирование товарищества собственников жилья (ТСЖ), как, например, произошло в подмосковном Жуковском, где усилия по созданию товарищества в одном из домов практически разбилась о стену всеобщего недоверия, подкрепленную отсутствием необходимой информации и противодействием со стороны администрации, - отметил в своем выступлении Юрий Лапин, генеральный директор компании "СовИнТех".
Среди положительных примеров можно назвать разработку и внедрение единого программного комплекса по начислению населению платежей за жилищно-коммунальные услуги (АИС ЖКХ), созданного в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" в республике Чувашия. Это позволило резко повысить эффективность работы жилищно-эксплуатационных предприятий. Такой программный комплекс содержит полную информацию о количестве проживающих в том или ином жилищном фонде, площади жилфонда, применяемых ценах и тарифах на ЖКУ, льготниках с разбивкой по категориям, описание счетчиков и их показания, позволяет выводить итоговые суммы по лицевым счетам, осуществлять раскладку сумм оплаты по услугам и т.д.
К числу лидеров автоматизации сферы ЖКХ относится и Москва, где в рамках Городской целевой программы (ГЦП) "Электронная Москва" за последние годы созданы и развиваются информационные системы. Большинство жителей столичного мегаполиса уже смогли ощутить эффект от внедрения автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности единых информационно-расчетных центров" (АСУ ЕИРЦ), автоматизированных систем коммерческого учета потребления тепло-, водо-, и энергоресурсов (АСКУЭ), систем централизованных оперативно-диспетчерских служб (ОДС) и т.п.
Как рассказал Ренат Юсупов, в рамках реализации программы "Безопасный город" компания Kraftway занималась созданием инфраструктуры оконечных устройств, которые установлены в непосредственной близости от конечных потребителей – в жилых домах. Плодом усилий компании стало создание защищенных устройств – универсальных вычислителей. Такой "объектовый (общедомовой) концентратор информации" (ОКИ) объединяет в себе несколько функций, которые условно можно разделить на две группы – первая отвечает за безопасность, а вторая – за систему мониторинга услуг, предоставляемых в домах. Функциональность реализуется подключением к вычислителю различных устройств и датчиков, таких, например, как камеры видеонаблюдения, приборы учета потребления ресурсов (тепло-, водо- и электросчетчики), газоанализаторы и т.п. Архитектура устройства модульная, что позволяет добавлять к существующим сервисам новые услуги частного и коллективного пользования. Система изготовлена в вандалозащищенном корпусе и имеет внутри температурные датчики, внутреннюю встроенную систему охлаждения, герметичные вводы и т.п.
Создание интегрального устройства стало возможным благодаря тому, что при реализации ГЦП "Электронная Москва" изначально был взят курс на интеграцию различных систем, в частности, системы безопасности города и системы ЖКХ. По словам Рената Юсупова, Kraftway в ближайшее время планирует выступить с инициативой и предложить открытую архитектуру, в рамках которой можно было бы обеспечить интеграцию различных систем внутри дома. Стоит отметить, что в настоящее время в столице взят курс не только на интеграцию устройств, но и на интеграцию самих информационных систем.
ЖКХ ожидает борьба за клиента
Для успешного взаимодействия оконечных устройств, в том числе счетчиков, анализаторов и пр. необходимо их объединение в единое целое на основе программно-аппаратных платформ и современной транспортной инфраструктуры, что обеспечивает эффективное управление всем комплексом жилищно-коммунального хозяйства. По словам Елены Калугиной, технического директора компании "Борлас-Энерджи", для того, чтобы удовлетворить разнообразные потребности всех участников рынка ЖКХ, необходим комплексный подход к вопросам организации управления в сфере ЖКХ на основе информационных технологий. Являясь партнером компании Oracle, группа компаний "Борлас" представляет на российском рынке продукты этого производителя, а также адаптирует ряд из них к российским условиям. Участникам круглого стола была представлена карта решений Oracle, которая, по словам докладчика, покрывает все потребности заказчиков, такие как оперативное управление, организацию взаимоотношений с потребителями и т.п.
Примером комплексного подхода к управлению является процесс по организации планово-предупредительных ремонтов, который тесно увязан с процессами обеспечения своевременности закупок и поставок необходимых материалов, оперативным отслеживанием наличия материалов, оборудования на складах, и т.д. Информационные технологии позволяют не только наладить правильный и своевременный учет и контроль, но и увязать все процессы на предприятии ЖКХ в единое целое.
По мнению Елены Калугиной, "предприятия, которые являются поставщиками услуг, должны быть клиентоориентированными". Несмотря на то, что сейчас отношения к клиентам в системе ЖКХ оставляет желать лучшего, по мнению технического директора "Борлас-Энерджи", эта отрасль сейчас идет теми же путями, что и телекоммуникационные компании, которые в борьбе за клиента предлагают потребителям все новые и новые тарифы и сервисы.
Ярким примером клиентоориентированности системы ЖКХ является опыт Финляндии, представленный советником Центра торговли при посольстве этой страны в РФ Владимиром Скорлыгиным. Так, в стане "победившего хай-тека" телекоммуникационный сектор в высшей степени развит. При этом ИКТ активно используются во всех сферах жизни, в том числе и в ЖКХ. В частности, во многих управляющих компаниях действует такой сервис, как "электронный ЖЭК". Пользователь сервиса может через интернет заказать ряд услуг, получить справки по текущему состоянию платежей, получить доступ к текущим показаниям потребления горячей и холодной воды, электроэнергии и т.п. Что немаловажно, "электронный ЖЭК" предоставляет возможность онлайн-заказа любых необходимых документов.
По словам Владимира Скорлыгина, "все эти "мелочи" существенно экономят время и дают совершенно особый стиль жизни". По его мнению, со временем финский опыт может пригодиться и в России.
Несмотря на оптимизм, связанный с перспективами внедрения ИКТ в сферу ЖКХ, на большей части территории России пока приходится скорее думать о латании дыр, чем об улучшении качества жизни. Так, по словам президента Фонда ЖКХ Калужской области Сергея Ермолова, в большинстве муниципальных образований вопросы ЖКХ решаются крайне плохо, в первую очередь вследствие очень низких бюджетов. По его словам, сегодня муниципальные предприятия, которые управляют на рынке ЖКХ, находятся на грани, либо за гранью рентабельности. Вместе с тем, "отрасль нуждается не только в модернизации оборудования, но и во внедрении информационных технологий, - считает он. - Мы заинтересованы в том, чтобы "прирасти" технологиями, навыками ведения и устройства бизнеса"".
Однако, для успешной информатизации жилищно-коммунального хозяйства, создания единого комплекса ЖКХ, необходима стандартизация применяемых решений. Владимир Дрожжинов, председатель правления Центра компетенции по электронному правительству, отмечает, что сейчас надо говорить о проблеме "стандартизации информационного общества", одной из сфер которого является ЖКХ. При этом, по его словам, вопросы "управления отраслью ЖКХ должны осуществляться в рамках решения проблемы электронного правительства". Именно в рамках развития электронного правительства надо создавать типовые стандартизованные решения для регионов. "Сейчас в ЖКХ нет ничего такого, что нельзя было бы подкрепить соответствующим ИКТ-решением", - добавил он.
По мнению участников круглого стола, несмотря на то, что множество решений по вопросам информатизации системы ЖКХ технически осуществимы уже сейчас, более активное внедрение их в жизнь произойдет лишь после решения ряда нормативно-законодательных вопросов сферы ЖКХ. Лишь определение государством правил игры на этом рынке сделает перспективу массового внедрения ИКТ в область ЖКХ более реальной.
Леонид Кузьмин / CNews
Елена Калугина: ИТ-системы должны ориентироваться на особенности ЖКХ
На вопросы CNews ответила Елена Калугина, технический директор компании Borlas Energy
CNews: Как вы считаете, какие сферы ЖКХ первыми затронет автоматизация?
Елена Калугина: В той или иной степени практически все сферы ЖКХ нашей страны уже затронуты автоматизацией. Однако ряд важных областей ЖКХ автоматизация именно "затронула", что неприемлемо. C другой стороны, рынок ЖКХ находится в состоянии реформирования, и старые ИТ-системы, в основном унаследованные от дореформенного периода, объективно не соответствуют запросам рынка. Российский рынок ИТ в сфере ЖКХ находится сейчас в начале того пути, который Запад уже давно и успешно прошел. Поэтому нам нужно обратить внимание на чужой опыт, осмыслить его, включая возможность использования зарубежных систем с учетом российской специфики.
Отмечу ключевые особенности этих систем, имеющие первостепенное значение и для нашего нынешнего ЖКХ: клиентоориентированность, прозрачность; экономичность с точки зрения как поставщика услуг ЖКХ, так и потребителей.
Клиенториентированность – это, как минимум, удобство получения информации: скажем, потребителями о состоянии своих платежей, объемах и правилах начислений. Перспективно в этом случае использование интернет-технологий, что существенно снижает нагрузку на call-центр или на местный пункт приема граждан. Очевидно, что такая сфера бесконтактного взаимодействия с центрами услуг, а так же сфера точного учета объемов потребления будут в России активно развиваться. При таком подходе и реализуется клиенториентированность, прозрачность и экономичность. Мы уже пошли по этому пути, разработав для ЖКХ собственное решение – Borlas Utility Solution, а также рекомендуя клиентам более функциональную систему Oracle Utilities Customer Care and Billing. Эти решения соответствуют требованиям рынка ЖКХ, как текущим, так и обозримого будущего.
Еще одна актуальная сфера ЖКХ – это состояние жилого и нежилого фонда, уровень его изношенности, возможность в режиме реального времени управлять процессом технического обслуживания "по состоянию", а не "по нормативам". Здесь, полагаю, целесообразно использовать системы для управления техническим обслуживанием и ремонтами, такие как подсистема EAM в ERP-системе Oracle E-Business Suite.
CNews: Требует ли ЖКХ отраслевых ИТ-решений, или вполне возможно использовать в этой отрасли стандартное ПО?
Елена Калугина: ЖКХ, как и любая другая отрасль, имеет свои особенности, и ИТ-системы должны ориентироваться на эти особенности. Но во многих случаях может быть использован отраслевой преднастроенный прототип, построенный на базе стандартных бизнес-приложений, например, при автоматизации сферы технического обслуживания и ремонтов. В других же случаях лучше не пытаться "заставить" такие приложения решать специализированную задачу. К примеру, задачу управления сбытовой деятельностью целесообразнее решать с помощью специализированных систем, точно соответствующих особенностям предметной области, а также федерального и регионального законодательства.
CNews: Где, на ваш взгляд, лежат истоки финансирования ЖКХ, кто сможет обеспечить развертывание ИТ в этой отрасли?
Елена Калугина: Развертывание современных информационных технологий в ЖКХ обеспечат владельцы и руководство предприятий ЖКХ. Важным фактором ускорения этого развертывания станет такое развитие ИТ, которое будет поддерживать выход предприятий ЖКХ на качественно другой, более высокий уровень обслуживания клиентов (для начала – наведение порядка как в обслуживание клиентов, так и в расчетах с ними). От этого непосредственно зависит увеличение доходов предприятий, что, в свою очередь, обеспечит их инвестиционную привлекательность.
Основные источники внешнего финансирования ЖКХ (и ИТ для него) в условиях реформирования и приватизации предприятий – это частные инвесторы, причем не только прямые поставщики услуг, но и те, кто хотят предоставлять предприятиям ЖКХ функции аутсорсинга услуг по ИТ-обслуживанию, например по выполнению работ, связанных с расчетом начислений, предоставления услуг call-центров и т.п. Это, прежде всего, крупные холдинговые структуры – компании, уже имеющие свою филиальную сеть в различных регионах, например, поставщики различных услуг (электричества, тепловой энергии, воды и т.д.).
Отмечу также, что наше государство есть и будет социальном гарантом качества тех услуг, которые мы потребляем, и качества жилья, в котором проживает значительная часть населения. Поэтому прямо или опосредствованно (через регулирование налогов, тарифов, субсидий) и оно участвует в финансировании развития ЖКХ.
Ренат Юсупов: Крупный бизнес может заинтересоваться ЖКХ
На вопросы CNews ответил Ренат Юсупов, старший вице-президент компании Kraftway
CNews: Как вы считаете, какие сферы ЖКХ первыми затронет автоматизация?
Ренат Юсупов: Как обычно - от простого к сложному. Вероятно, сначала будут внедряться системы управления ресурсами, затрагивающие в основном управленчекий уровень. Дальнейшие шаги по детальному анализу требуют разворачивания инженерной инфраструктуры для автоматического сбора информации со всех контролируемых объектов от квартир, до предприятий, генерирующих услуги.
CNews: Требует ли ЖКХ отраслевых ИТ-решений или вполне возможно использовать в этой отрасли стандартное ПО?
Ренат Юсупов: Предполагаю, что требует, поскольку большинство систем, вполне возможно, будет работать в асинхронном режиме, накапливая и сбрасывая информацию порциями. А это встроенные решения и специализированное встроенное ПО.
Для управленческихсистем вполне, вероятно, подойдут стандартные надстройки над наиболее распространёнными СУБД
CNews: Где, на ваш взгляд, лежат истоки финансирования ЖКХ, кто сможет обеспечить развертывание ИТ в этой отрасли?
Ренат Юсупов: Истоки финансирования лежат в оптимальном использовании ресурсов. По имеющейся информации, даже внедрение простых управляющих ресурсами систем приводит к экономии на 15-25%. Предполагаю, что это очень большие деньги. Если провести реструктуризацию отрасли по примеру ЕЭС, то с большой степенью вероятности крупный бизнес может заинтересоваться отраслью ЖКХ.
|