12.12.2008
ИКТ в ЖКХ: эксперты ищут выход из хаоса реформ
12.12.08, Пт, 13:43, Мск
Сфера ЖКХ по-прежнему остается одной из самых сложных отраслей для информатизации. И происходит это вовсе не в силу трудностей с созданием решений для информатизации или с описанием процессов, а благодаря "зареформированности" отрасли, плохой нормативной базе, государственному нигилизму в отношении участников рынка. Основные проблемы сектора и пути их решения обсуждались на круглом столе "ИКТ в ЖКХ", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.
ИТ-компании продолжают предпринимать титанические усилия по структуризации отрасли ЖКХ, оставаясь чуть ли не единственными, кто все еще пытается вытянуть из правового болота жилищно-коммунальное хозяйство.
Сложившаяся ситуация не слишком устраивает представителей ИТ-отрасли, так по мнению Александра Копылова, директора компании "Стек", ИТ-сфера не должна становиться локомотивом, а должна быть сервисом. По его же словам, ИТ-отрасль ничем не сможет помочь ЖКХ, пока государство не примет нормальных законов. Успешная автоматизация отрасли возможна только после изменения законодательства.
Тем не менее представители ИТ-компаний не сидят сложа руки. Так, Евгений Лунин, руководитель проектов Kraftway, рассказал об автоматизации процессов управления ЖКХ муниципальных образований с применением программно-технических решений на примере проекта "Безопасный город", реализуемого правительством Москвы. Компания Kraftway принимала участие в создании автоматизированной системы обработки информации инженерно-технического центра, разработанного для интеграции городских автоматизированных систем безопасности и ЖКХ в рамках программы "Электронная Москва". Представитель компании рассказал об объектовых концентраторах информации, которые Kraftway поставляет для программы.
Опытом внедрения мобильных технологий для служб ЖКХ поделился Андрей Хаустов, менеджер по развитию бизнеса Motorola. К сожалению, в российских условиях пока не было реализовано ни одного проекта по внедрению мобильных технологий в этой области. При этом на Западе около 60% сотрудников имеют мобильные устройства, что повышает эффективность ведения бизнеса благодаря, например, автоматизации процесса сбора данных со счетчиков или приложениям для "мобилизации" сервисных организаций. По словам Хаустова, именно российский сектор ЖКХ, в силу требующих регулярного обслуживания огромного запаса ресурсов, мог бы стать идеальным потребителем новой технологии. И мировой опыт это подтверждает, несколько крупных проектов было реализовано совместно с компанией EON в Европе. Там перспективы дальнейшего проникновения мобильных технологий в ЖКХ сохраняются, несмотря на кризис.
Проблемы нарастают
О грустных современных реалиях в области обеспечения органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц достоверными сведениями посредством информационной системы ЖКХ рассказал Павел Мальков, заместитель председателя Комитета по межрегиональной интеграции информационных технологий в сфере ЖКХ национального жилищного конгресса. Говоря о недостатках современной системы управления ЖКХ, он отметил, что рынок по-прежнему финансово непривлекателен для заказчиков и инвесторов вследствие высоких рисков. Среди других проблем жилищно-коммунальной сферы Павел Мальков выделил отсутствие стандартов взаимодействия между участниками процессов в ЖКХ, непрозрачность и разрозненность финансовых потоков, отсутствие нормативно-правовой базы. По его мнению, часть перечисленных недостатков может быть существенно снивелирована благодаря автоматизации и интеграции процессов. На одном из примеров, он показал, каким образом интеграция процессов и внедрение информационных технологий может дать положительный результат.
Об организации сферы ЖКХ в Финляндии собравшимся рассказал Владимир Скорлыгин, старший консультант центра торговли при посольстве Финляндии. По его мнению, опыт этой страны, добившейся впечатляющих результатов в автоматизации ЖКХ, вполне применим и для России. Так, сейчас сбор и обработка фактических показателей потребления ресурсов в Финляндии осуществляется как в автоматическом режиме, так и при помощи веб-интерфейса. Благодаря этому счета за услуги выставляются населению своевременно и начисления точны. Финны в любой момент могут воспользоваться услугами так называемого электронного ЖЭКа — справочной, позволяющей в онлайн-режиме детализировать счета и получить необходимые документы по утвержденной форме как по отдельной квартире, так и по обществу квартировладельцев в целом. Существует в Финляндии и возможность удаленного контроля за бытовой техникой и приборами.
Попытка проанализировать российские "реалии" в сфере ЖКХ была предпринята в докладе Марии Гребень, президента НП "Ассоциация управляющих компаний и УН МО". В первую очередь, она отметила отдельные положительные результаты реформы ЖКХ: начало демонополизации рынка управления жилищным фондом, создание предпосылок для формирования рынка коммерческого управлении я жилищным фондом, появление норм регулирования института управления многоквартирными домами и определение государством условий для реализации некоммерческой и коммерческой формы управления жилым фондом. Тем не менее, нерешенных проблем, намного больше, чем уже улаженных. Одна из главных, по мнению Марии, заключается в психологии людей: они не ощущают себя собственниками. Приватизация, по ее словам, привела к появлению целого слоя "нищих собственников": людей, не готовых заботиться об общем хозяйстве, считающих это проблемой города и муниципальных служб. Кроме того, концепция демонополизации жилищной сферы не мотивирована интересами участников рынка ЖКХ. Муниципальные власти, собственники помещений, управляющие организации и коммунальные предприятия не хотят или не могут осуществлять рыночные преобразования в этой сфере. Реформирование отрасли тормозит множество нерешенных проблем, например применение экономически необоснованных тарифов на жилищные услуги, заведомо убыточная схема взаимодействия с коммунальными предприятиями, а также отсутствие у управляющих сферы эксплуатации материальных активов и, как следствие, осуществление деятельности только по управлению эксплуатацией. К другим рискам, с которыми сталкивается любое предприятие, рискнувшее ввязаться в сферу ЖКХ, относятся долги населения, плохое техническое состояние объектов управления, законодательная незащищенность управляющих компаний и налоговое бремя, которое на них ложится.
Автоматизация для больших
Несмотря на то, что на рынке работает множество управляющих организаций, автоматизацию себе могут позволить только очень крупные предприятия. По словам Марии Гребень, из-за социально-ориентированных тарифов организация становится рентабельной только при объеме обслуживаемого жилищного фона от 400 тыс. кв. м. Большая часть УК, работающих на рынке, этим требованиям не соответствует. Мария Гребень заключила, что в перспективе это может стать интересным бизнесом, но пока в сфере ЖКХ нет порядка, автоматизация не сможет помочь.
Марию Гребень горячо поддержал Александр Копылов. По его словам, начинать говорить об автоматизации стоит лишь после решения правовых проблем и усовершенствования законодательства в сфере ЖКХ. Александр Копылов считает, что "сегодня на рынке существует большое количество хороших ИТ-решений, но отрасль ЖКХ настолько "зареформированна", что им там просто нечего делать". С его точки зрения, ситуация могла бы быть лучше, если государство как можно скорее выйдет из этого сектора, прекратив конкуренцию между частными управляющими компаниями и муниципальными.
В свою очередь, помощник управляющего директора по развитию ИТ "Регионального расчетно-кассового центра" Белгорода Антон Кожемякин рассказал о региональном едином расчетно-кассовом центре, созданном по заказу администрации Белгородской области на базе решения SAP. Результатом стало увеличение прозрачности и эффективности работы платежной системы, а собираемость платежей выросла до 98–99%. Единственным спорным моментом, смутившим присутствующих, стала высокая цена эксплуатации: в месяц система обходится примерно в 1 млн. рублей.
При обсуждении информатизации ЖКХ специалисты уже не первый год говорят больше о проблемах отрасли, нежели о проблемах ИКТ. Игроки рынка имеют готовые решения, умеют их внедрять и хотят работать, но количество нерешенных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства велико. Из-за этого поневоле практически все присутствующие ИТ-специалисты вынуждены становиться знатоками законодательных нюансов в каждой из областей России, где им приходится работать. По общему мнению, пока государство не предпримет решительных шагов к окончанию вялотекущего реформирования отрасли, автоматизация российского ЖКХ так и останется лоскутной и не решающей основных проблем.
Марина Мякишева / CNews
Андрей Хаустов: Интерес к мобильным технологиям со стороны ЖКХ в условиях кризиса не уменьшился
На вопросы CNews ответил Андрей Хаустов, менеджер по развитию бизнеса Motorola Enterprise Mobility Business .
CNews: Каким вы видите рынок потенциальных потребителей мобильных приложений в России?
Андрей Хаустов: Рынок корпоративных мобильных приложений начал формироваться в России с 1996 года. Первыми потребителями таких технологий стали розничные сети и крупные российские и иностранные предприятия, работающие на территории РФ. Можно сказать, что сформировался рынок к 2006 году, и сегодня такие отрасли, как розничная торговля и логистические операторы, уже не представляют свой бизнес без мобильных технологий. Промышленные компьютеры можно увидеть в магазинах и ресторанах, на автомобильных заводах и предприятиях, выпускающих товары народного потребления, на складах и в медицинских учреждениях. Темпы роста рынка мобильных информационных технологий намного опережают темпы роста рынка ИТ в целом.
CNews: Как вы оцениваете перспективы мобильных технологий в России и в мире в свете нынешней экономической ситуации?
Андрей Хаустов: В наши дни, когда кризис диктует свои условия ведения бизнеса, складывается благоприятная ситуация для мобильных технологий: именно теперь они могут проникнуть в те сферы бизнеса, где ранее применялись ограниченно. С помощью мобильных технологий можно решать точечные проблемы, сокращать расходы компаний на тех участках бизнеса, где задействовано большое количество "полевого" персонала или где требуется на порядок повысить качество и точность учета корпоративных активов. Такие проекты не требуют привлечения больших финансовых, временных и человеческих ресурсов, а их окупаемость может составлять 1–2 месяца. Другими словами, с помощью мобильных решений в течение нескольких месяцев можно кардинально изменить структуру затрат компании, тем самым повысив ее эффективность и конкурентоспособность, что в условиях кризиса, наверное, является основным условием выживания.
CNews: Как вы считаете, какие проблемы в сфере ЖКХ позволят решить мобильные приложения?
Андрей Хаустов: Среди мобильных приложений, наиболее перспективных для жилищно-коммунального хозяйства, я бы отметил следующие три: снятие показаний со счетчиков потребления ресурсов, "мобилизация" сервисных работ по обслуживанию ресурсов ЖКХ и автоматизация учета активов ЖКХ.
CNews: Какие проекты уже были реализованы вашей компанией?
Андрей Хаустов: Компания Motorola накопила большой опыт работы в подобных приложениях, сотрудничая с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в Европе и на американском континенте. Мы готовы делиться этим опытом со всеми, кто заинтересован в повышении эффективности своего бизнеса и качества услуг, предоставляемых населению. В течение последних трех лет с нашим участием в России было выполнено несколько проектов для электроэнергетических компаний, которые входили в состав РАО ЕЭС. Интерес к мобильным технологиям Motorola со стороны ЖКХ не уменьшился и в условиях кризиса. Это позволяет нам надеяться, что 2009 г. станет годом широкого проникновения мобильных решений в эту сферу экономики.
|