пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 
 
 
 
   

28.02.2010

ЕИРЦ, оснащенный современной биллинговой системой, может стать основой «электронного муниципалитета».

Кризис и предприятия ЖКХ

Не секрет, что кризис больно ударил по бизнес-планам даже тех компаний, которым была оказана государственная поддержка. А как обстоят дела в отрасли, название которой до недавних пор расшифровывали «Живи Как Хочешь»?
С точки зрения властной вертикали, реформа ЖКХ проведена. Действительно, произошли серьезные изменения в законодательстве, регулирующем ЖКХ. Введены новый жилищный кодекс и единые правила оказания услуг, социальная помощь в оплате ЖКУ переведена в форму целевого субсидирования, запущен процесс акционирования организаций ЖКХ.
Предполагалось, что этого достаточно, что передача ЖКХ в частные руки сработает как «золотая пилюля» от всех недугов отрасли: конкуренция заставит бороться за место под солнцем, улучшать качество услуг, повышать энергоэффективность хозяйства и т. д. Увы, пока видно лишь, что бремя содержания ЖКХ перекладывается на население, а ответственность за управление — на частные управляющие компании. Единственное неоспоримое достоинство такой реформы состоит в преемственности кадров управляющих компаний — прямых наследников муниципальных жилищных контор, в сохранении функционирующей системы, за что отдельное спасибо добросовестным работникам отрасли, пенсионерам и мигрантам, а также десантам МЧС. В остальном — бездеятельность муниципалитетов, качество услуг управляющих компаний, темпы роста тарифов на электроэнергию, газ, воду, тепло.
Оценка ситуации муниципальными властями также не оптимистична. Бюджетные трансферты и объемы муниципального заказа уменьшились, количество безработных и неплательщиков возросло, социальная обстановка ухудшается.
У поставщиков ЖКУ, у них дела лучше. За 9 месяцев 2009 г. прибыль организаций, занятых управлением и эксплуатацией жилого фонда, выросла на 33 % по сравнению с тем же периодом 2008 г. У предприятий, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, этот показатель достигает 64 %. Но не стоит забывать, что прибыль организации рассчитывается от оказанных, а не от оплаченных услуг. Кроме того, повышение тарифов заметно ухудшило дисциплину оплаты, увеличило затраты предприятий на претензионную работу и взимание долгов, при этом произошел отток средств частных инвесторов. Из-за кассовых разрывов на предприятиях коммунального комплекса задерживаются зарплаты, сокращаются штаты, финансирования с трудом хватает на аварийный ремонт — не до инвестиционных программ. Похоже, что ситуация в ЖКХ демонстрирует кризис управления на всех уровнях.
Не менее серьезным оказалось положение организаций, предоставляющих поставщикам ЖКУ и управляющим компаниям информационные и расчетные услуги. Перед едиными информационно-расчетными центрами (ЕИРЦ) стоит буквально задача выживания. Не секрет, что оптимизация затрат по-российски зачастую начинается с задержки оплаты услуг. Если у предприятия встанет вопрос: кому заплатить, поставщику воды, газа или расчетному центру, — ответ будет не в пользу ЕИРЦ.

Муниципалитеты и ЕИРЦ

Муниципалитетам, как нижнему звену властной вертикали, наиболее приближенному к населению, не безразлично, правильно ли начисляется оплата, какова аварийность коммунальных сетей. Собранные и своевременно перечисленные платежи поставщикам — это налоговая база, это возможность требовать от бизнеса исполнения его обязательств по содержанию и обновлению инфраструктуры.
Действующее законодательство возлагает на муниципальную власть обширные полномочия касательно ЖКХ:
учет жилищного фонда;
формирование статистической отчетности;
финансирование/софинансирование капитального ремонта зданий;
предоставление адресных субсидий на оплату ЖКУ;
контроль над деятельностью управляющих компаний;
обработка жалоб граждан на качество ЖКУ;
обеспечение сохранности и передачи ключевой информации при смене УК;
формирование планов развития инфраструктуры ЖКХ и контроль их выполнения.
Информационное обеспечение этих полномочий во многом берет на себя ЕИРЦ. Но потребности современного «электронного муниципалитета» намного шире. Их может удовлетворить полнофункциональный информационный центр, доступ граждан к которому обеспечит муниципальный портал.

ЕИРЦ и муниципальный информационный центр

В утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р перечне услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, есть и услуги в сфере ЖКХ. Среди них не только доступ к информации о порядке предоставления коммунальных услуг, но и выдача разнообразных документов и справок. А в Постановлении правительства РФ от 21 декабря 2009 г. № 1225 о программах энергосбережения среди отчетных целевых показателей — доля объемов электрической и тепловой энергии, объемов воды и природного газа, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета на всей территории, в бюджетных учреждениях, в жилых домах, удельный расход ресурсов на 1 кв.м по разным потребителям и другие. Заметим, что часть этих данных уже есть в ЕИРЦ, причем в систематизированном и актуальном виде. Добавить в базы данных недостающую информацию и формы новых отчетов намного проще, чем создавать новые муниципальные базы данных, наполнять их, сопровождать и администрировать.
Нам представляется, что в настоящее время сложились объективные условия для объединения всех сторон коммунального хозяйства вокруг муниципального информационного центра (МИЦ) на базе ЕИРЦ в интересах развития городского коммунального хозяйства. Инициатором такого объединенного проекта должен выступить действующий в интересах горожан муниципалитет, который может разработать целый набор побуждающих стимулов для поставщиков и управляющих компаний, в том числе:
юридические/бухгалтерские консультации,
льготный доступ к промышленной программе коммунального биллинга,
дополнительные баллы в тендерах на управление,
компенсация банковского процента по кредитам на капитальный ремонт сетей или на установку домовых приборов учета,
софинансирование формирования пакета технико-эксплуатационной документации на дом, и т. д.
Участие муниципалитета решает основные проблемы МИЦ:
гарантирует контроль безопасности и конфиденциальности коммерческих и персональных данных;
снимает опасения поставщиков по финансовой устойчивости муниципального информационного центра;
гарантирует сохранность данных по жилому фонду и сальдо расчетов граждан при смене управляющей компании.
Только современное программное обеспечение ЕИРЦ может стать основой МИЦ: оно соответствует новой законодательной базе в расчетно-платежной части; позволяет расширять количество и качество услуг; предоставляет доступ к базе данных МИЦ через Интернет (муниципальный портал).
При выборе программного обеспечения рекомендуем остановиться на современной промышленной системе биллинга полного цикла. Поскольку это промышленная система, не будет проблем с безопасностью, масштабируемостью, быстродействием на любом объеме данных. Современная система поддерживает расчеты в соответствии с порядком предоставления коммунальных услуг. Расчеты выполняются для управляющих компаний (поставщиков — в случает прямых договоров). Платежи принимаются в адрес каждого поставщика, как указывает плательщик (нет распределения по квитанции). Выбор системы полного цикла дает возможность ведения сальдо и претензионной работы, поскольку это повышает рентабельность бизнеса расчетного центра и качество информационного обслуживания всех участников расчетов.
Современные биллинговые системы не только имеют разветвленную отчетность и широкую возможность произвольных выборок из баз данных, но и обеспечивают безопасность доступа и хранения данных. В случае создания муниципального информационного ресурса, основой которого служит актуальная база данных биллинговой системы ЕИРЦ, муниципалитет станет «электронным» не на словах, а на деле. И это будет действенным примером реальных инноваций.



Источник: «Коммунальный комплекс России», № 2 (февраль) 2010, стр.68-70.


 К списку статей
 
Главная | Карта сайта | Контакты | Политика конфиденциальности